elena_2004 (elena_2004) wrote,
elena_2004
elena_2004

ВОСПОМИНАНИЯ ОБ О. АЛЕКСАНДРЕ МЕНЕ / А. ТАВРОВ

Оригинал взят у russgulliver в ВОСПОМИНАНИЯ ОБ О. АЛЕКСАНДРЕ МЕНЕ / А. ТАВРОВ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Его молитва обладала огромной силой. Я уже писал, что благодаря ей и я, и другие – выздоравливали. Но иногда доходило до смешного. Несколько раз, возвращаясь из церкви в Новой Деревне, я пытался поймать такси, и каждый раз, прождав напрасно и махнув рукой, шел до дальнего перекрестка и там садился на автобус. Когда же я выходил на  шоссе в поисках такси по просьбе о. Александра, машина подруливала мгновенно. Я понимаю, что такие рассказы запросто входят в сборники приходских баек, но вспоминаю этот случай, скорее для того, чтобы улыбнуться, а не «поучать» или убеждать.
Так или иначе – медитация дает возможность увидеть призывный свет Реальности, в которой я пока не пребываю, и, возможно, и не захотел бы в ней пребывать, если бы не ощутил ее «на вкус». После соприкосновения с ней, понимаешь, что это такое. И еще понимаешь, что именно оно, это присутствие, этот свет, явленный даже очень отдаленно, даже в «неудачной» медитации – это и есть то настоящее, к чему стоит стремиться. Это та природа, из которой хочется состоять, как это отчасти было в детстве. При медитации – детство вспоминается сразу, как одно из первых свежих и родных переживаний.
Силой его молитвы объясняется, что никто из прихода не пострадал, несмотря на то, что тогда это было вполне реально. Никто, кроме одного человека, про которого я спросил о. Александра, почему это произошло, и он ответил: С. перестал делать то, что я ему говорил. Этот прихожанин получил срок за «антисоветскую деятельность» и, кажется, за религиозную пропаганду.
Той же силой молитвы я объясняю, что у меня никогда не было неприятностей с ксероксами. Тогда копировальная техника была почти под запретом. Мне же для моих читательских нужд требовались редкие книги. Я делал с них копии. Одна моя знакомая работала на заводе в районе м. Курская и имела доступ к множительной технике. Она-то и помогала за небольшую плату пополнять мою библиотеку скопированными томами. Я упомянул об этом в разговоре с о. Александром. Он тогда работал над своей книгой «На пороге Нового завета» и попросил меня сделать копию. Я сделал. Потом этот обмен услугами вошел у нас в правило. Я таскал по центру сумку с пачками листов, слегка напрягаясь при виде милиционеров, но никогда и никаких проблем у меня в связи с этим не было. Меня словно хранила мягкая и прозрачная стена. Знаю, что не одного меня – большинство прихожан. Да нет же, не большинство – всех.
Однажды, когда я был у него в сторожке, он заговорил о возможностях человеческого мозга…
 Скажу два слова немного не по теме. Когда я входил в сторожку и заставал его за едой, приготовленной замечательной Марией Витальевной, его родственницей – первый жест, который меня встречал это протянутая навстречу тарелка с угощением, в эту минуту он забывал о собственной еде. В жесте не было ничего нарочитого – он давно понял, что счастье приходит, когда отдаешь себя другому, когда вносишь в жизнь другого заботу и поддержку. Это понимание стало его природой. И это единственный рецепт счастья. Я долго шел к нему, пока не убедился в его непогрешимости, и не перепробовал все остальные, и все они оказались непрочными. Но до сих пор этот естественный жест отдачи, который у него был легок, как бабочка, мне дается с трудом.
Собственно, это тоже условие молитвы – отдавать. Меня поразил тот факт (возвращаясь к восточным практикам), что о. Александр после нашего разговора о Востоке принес мне книгу Вивекананды «Карма-йога», суть которой сводилась к  тому, что любое действие надо совершать не для своей выгоды, а для Бога. Там же было правило, которое потом взял на вооружение Карнеги и многие другие учителя практической духовности – не планируй результат, планируй действия. «Это настоящий мудрец» - сказал он, вручая мне книжку Вивекананды.
Позже он обратил мое внимание на то, что все восточные духовные практики основаны на нравственности – на тех же примерно установках, которые встречаются в Библии: непричинении зла, сострадании, милосердии. – Без них ничего не выйдет, - сказал он тогда, - никакие медитации и никакие духовные практики не могут быть успешными без любви и чистоты. - Тогда мне это показалось странным. Техника дыхания, позы, медитация, на мой взгляд, должны были бы обладать собственной несокрушимой силой - при чем тут милосердие как основа их успеха? Позже я понял правоту своего тогдашнего духовника. Злоба, зависть, эгоцентризм, похоть – сильнейшие энергетические блоки, которые делают для меня недостижимым сияние духа, возводя стенку между мной и Богом.
…Так вот, я тогда зашел в сторожку, принял из рук о. Александра тарелку с едой и разговор пошел о молитве и возможностях мозга. Через некоторое время, словно извиняясь, он сказал, поясняя тему разговора примером,- «вот сейчас я одновременно разговариваю с вами, молюсь, обдумываю план предстоящей статьи и рассчитываю дорогу до дома». – Разве такое возможно? - спросил я. Разве одно не вредит другому? Вы ведь сами говорили, что нужно делать что-то одно. И опять он на миг стал похож на большую нахохлившуюся птицу, а потом произнес какие-то вежливые слова. Не мог же он мне сказать прямо, что то, что для него норма, для меня - недостижимые высоты. Он всегда щадил самолюбие людей.
Tags: Александр Мень, вера, человек
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments