elena_2004 (elena_2004) wrote,
elena_2004
elena_2004

Categories:

Фрэнсис Амелия Йейтс «Джордано Бруно и герметическая традиция» и «Розенкрейцерское Просвещение»

http://fzrw.org/lib/Panin_Yates.pdf
Панин С.А. Фрэнсис Йейтс как исследователь западного эзотеризма и историк науки
Фрэнсис Йейтс (1899-1981) – исследователь, входящий в число основоположников академического исследования западного эзотеризма. Работы Йейтс, вне всякого сомнения,вызвали мощнейший резонанс в западном академическом сообществе, радикально изменив взгляд историков на место эзотеризма в истории европейской культуры.Перечень основных работ Йейтс включает 14 пунктов:
1. John Florio: The Life of an Italian in Shakespeare's
England (1934)
2. A study of Love's labour's lost (1936)
3. The French Academies of the Sixteenth Century (1947)
4. The
Valois Tapestries (1959)
5. Giordano Bruno and the Hermetic Tradition (1964)
6. The Art of Memory (1966)
7. Theatre of the World (1969)
8. The Rosicrucian Enlightenment (1972)
9. Astraea : The Imperial Theme in the Sixteenth Century (1975)
10. Shakespeare's Last Plays: A New Approach (1975)
11. The Occult Philosophy in the Elizabethan Age (1979)
12. Lull and Bruno (1982) Collected Essays I
13. Renaissance and Reform : The Italian Contribution (1983) Collected Essays II
14. Ideas and Ideals in the North European Renaissance (1984) Collected Essays III.

В рамках данного доклада мы остановимся на двух работах Йейтс: «Джордано Бруно и герметическая традиция» и «Розенкрейцерское Просвещение».

Джордано Бруно и герметическая традиция.
Данная работа посвящена значению герметических идей в творчестве Дж. Бруно (1548-1600).Книга начинается с общей характеристики ренессансного герметизма, к которому относятся такие авторы как Фичино, Пико делла Мирандола, Псевдо-Дионисий, Агриппа. Ренессансный герметизм, по мнению автора, создает принципиально новый подход к восприятию мира, а точнее, к восприятию человека:«Космос, или картина мира, в котором действует маг Агриппы, в целом не отличается от средневековой картины мира. Земля по-прежнему – внизу и в центре, затем идут сферы трех остальных элементов: воды, воздуха и огня, затем – планетные сферы в халдейском или птолемеевом порядке, то есть с солнечной сферой на четвертом месте, затем – сфера неподвижных звезд, затем – божественная сфера с ангелами, а над ними – Бог. В самой картине нет ничего странного; напротив, она давно устоялась. Нововведение – это человек, уже не набожный созерцатель чудесных дел Бога в тварном мире и почитатель самого Бога над тварным миром, но человек деятельный, человек, который пытается овладеть силами божественного и природного уровней». (Йейтс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция. Гл. 8)

Отдельно разбирается в книге Йейтс значение герметической философии для установления гелиоцентрической системы мира. Здесь Йейтс отмечает следующее:«Культ “древнего богословия” привел к колоссальному росту значения Солнца, а при этом двое “древних богословов” из списков Фичино еще и учили, что Земля движется. Речь идет о Пифагоре и Филолае; последний развивал астрономические воззрения пифагорейской школы, состоявшие в том, что Земля, Солнце и другие небесные тела обращаются вокруг Центрального огня. <...> Все же безусловная вера в птолемеево положение Солнца была "древними богословами" несколько поколеблена; но еще большую роль в привлечении внимания к Солнцу сыграло то, что ему придавалась огромная религиозная ценность самым древним, как полагал Фичино, из “древних богословов” – Гермесом Трисмегистом, египетским Моисеем. Конечно, солнце всегда было религиозным символом и оставалось им и в христианстве; но в герметических сочинениях солнце названо попросту демиургом, “вторым богом”».

Всё это, по мнению Йейтс, и стало тем самым условием, которое смогло сформировать психологическую основу для распространения гелиоцентрической системы мира.Главы 11-20 книги Йейтс посвящены биографии Бруно. В них подробно анализируется жизнь Бруно и конкретизируются влияния, оказанные на него со стороны герметической философии, а также подробно разбирается его отношение к ренессансному герметизму.

Розенкрейцерское Просвещение.

Данная работа относится к истории Европы чуть более позднего периода относительно работы «Джордано Бруно и герметическая традиция». Работа посвящена влиянию розенкрейцерских идей на становление науки и научного сообщества в эпоху Просвещения. Розенкрецерские манифесты и «Химическая свадьба Христиана Розенкрейца» (опубликованы в 1610-х гг.) рассматриваются в книге Йейтс как сложные, многоуровневые тексты, включающие, помимо прочего, изложение некой «таинственной философии», основанной на «Иероглифической монаде» Джона Ди.
В главе 9 рассматриваемой монографии Йейтс анализирует параллели между розенкрейцерскими текстами и работами Ф. Бэкона. В особенности уделяется внимание влиянию манифеста «Откровение братства» на книгу «Новая Атлантида». Йейтс приводит убедительные параллели между установлениями жителей Новой Атлантиды и Братства Розенкрейцеров: лечить больных безвозмездно, путешествовать по миру, нося одежду,принятую в той стране, куда они попадают и т.д. Однако анализом философии Бэкона работа Йейтс не ограничивается. Глава 10 посвящена влиянию идей Йейтс на «итальянских вольнодумцев»; 12 – влиянию розенкрейцерских идей на Яна Коменского, основоположника современной педагогики; 13 – значению розенкрейцерских идеалов для появление Королевского общества.

«Коменский, видимо, считал Королевское общество восприемником более ранней традиции, которую представляли он сам и его друзья. <...> Коменский включает в свою хвалебную речь и слова предостережения. Да, действительно, новые исследования природы заложили некий фундамент – но задумывался ли кто-нибудь над тем, что будет выстроено на этом фундаменте? Ведь коли не ставить перед собой иных целей, кроме развития естественных наук как такового, то все труды могут обернуться этакой “перевернутой Вавилонской башней, устремленной не ввысь, к небесам, но вниз, к земному”.

Многим казалось смешным, что Коменский не понял, сколь разнились цели Королевского общества от старых пансофических идеалов. Но я думаю,что он это понимал. И думаю, что с исторической точки зрения он был прав, усматривая связь между Королевским обществом и более ранними попытками создать организацию, которая могла бы способствовать прогрессу науки, – попытками, предпринимавшимися самим Коменским и людьми его поколения. И в предостережении своем он тоже, возможно, проявил подлинную дальновидность». ( Йейтс Ф. Розенкрейцерское просвещение. Гл. 13.)

Не осталось в стороне от анализа Йейтс и влияние розенкрейцерских идей на И. Ньютона,которое, по мнению Йейтс, проходило через Элайса Ашмола и Михаэля Майера.«Будучи глубоко религиозным человеком (как и Ди), Ньютон считал своим главным долгом поиски единого Начала, единого Бога, божественного Единства, являющего себя в природе. Изумляющие нас физические и математические открытия Ньютона его самого не вполне удовлетворяли. Быть может, он надеялся (или хотя бы допускал такую мысль), что “розенкрейцерский”, алхимический подход к природе позволит ему достичь большего».(Йейтс Ф. Розенкрейцерское просвещение. Гл. 14.)

Влияние Ф. Йейтс

Работы Ф. Йейтс заложили основу для понимания роли западного эзотеризма в истории науки и философии. Можно отметить, что они стали началом целого направления исследований,которое в последние годы набирает обороты на Западе. Сюда относятся такие исследования как:

1. Magee G. Hegel and the Hermetic Tradition. Cornell University Press, 2001.
2. Morrison M. Modern Alchemy: Occultism and the Emergence of Atomic Theory. Oxford University Press, 2007.
3. Treitel C. A Science for the Soul. Occultism and the Genesis of the German Modern. The John Hopkins University Press, 2004.

Йейтс, безусловно, принадлежит большая заслуга введения в историко-философский оборот герметизма и указание на его значение для истории философии. Отражение этих идей мы находим, например, в т.3 учебника по философии Реале и Антисери, где вынесены в отдельные разделы такие фигуры как Фичино, Пико делла Мирандола, Патрици, а также указывается влияние герметизма на философию Эпохи Возрождения.

Критика Ф. Йейтс

Разумеется, работы Йейтс, многие из которых выпущены почти полвека назад, в настоящее время подвергаются определённой критике. Прежде всего, идеологическим противником Йейтс, выступающим за переосмысления картины ренессанского герметизма, созданной Йейтс, является голландский профессор В. Ханеграафф.Основное направление его критики состоит в том, что Йейтс весьма ограниченно подбирает перечень представителей ренессансного герметизма, произвольно отсеивая те фигуры,которые ей кажутся «не важными». В результате складывается не полное представление об идеях рассматриваемого течения мысли. В частности, Ханеграафф выделяет фигуру Лодовико Лазалетти (1447-1500), которая была названа Йейтс второстепенной. Ханеграафф же показывает, что в действительности эта фигура имела достаточно большое значение для истории ренессансного герметизма.


----------
http://Дама Фрэнсис Амелия Йейтс (англ. Frances Amelia Yates, 29 ноября 1899, Саутси, Хэмпшир — 29 сентября 1981, Сурбитон, Суррей) — английский историк культуры Ренессанса.
Tags: Европа, Фрэнсис Амелия Йейтс, герметизм, история, культура, розенкрейцеры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments