elena_2004 (elena_2004) wrote,
elena_2004
elena_2004

Categories:

Альфред Вольфсон

Оригинал взят у orfis_sakarna в Альфред Вольфсон. Авэ: Голос Бога, за пределами звука и тишины. "Через две смерти". Вибрация любви.


"Сила Моя в немощи свершается"(с.)
Продолжая тему "историй о замечательных людях и их жизнях". Я уже постила про Аттара - суфия, учёного и духовного искателя, а также по сути оного из прото-юнгианских психоаналитиков в русле суфийской традиции. Также про историю Сомы Махатхеры - астматика, буддиста, и автора "Ночных строф", которые я попыталась перевести с английского.
Эта история - об Альфреде Вольфсоне, учителе пения. И одном из самых авангардных, эпических, оригинально мыслящих революционеров вокала и вокального искусства вообще.
В области театра таким Мастером был Станиславский.Если Станиславский был Мастером перевоплощения лица и тела, то Альфред Вольфсон был Мастером Голоса и Звука.Мне в его отношении вспоминается Кастанедовские строфы про Волю - как силу, которая позволяет превратить самое тотальное поражение в полную и очевидную победу.

Альфред Вольфсон куда менее известен - возможно,потому,что он обогнал своё время лет на 30, а то и на 100. Тогда, в самом начале 20, было народное пение, эстрадное пение и оперное.
Но никто не пел скримом. Никто не пел гроулом. Никто не делал вампиринг и не пытался вообще издавать что-то экстремальное. Всё было строго, правильно, и люди стремились к чистому, круглому звуку. Остальное автоматически переводилось в разряд не столько экспериментальный,сколько экскрементальный или "это не высокое искусство, а извращение какое-то".
Но "найдётся вдруг чудак - этот чудак всё сделает не так".

Родился маленький Альфред в семье немецких евреев. Евреи были верующими иудеями, но не слишком фанатичными и ближе к реформизму по натуре. Отец Альфреда рано умер от туберкулёза, когда мальчику было 10 лет.
Огромное влияние на Альфреда оказывала мать - у неё был очнь красивыйи сильный голос. Она пела ему песни , при этом пела их на два голоса - высоким голосом за Ангела и очень низким - за Святого Петра.
Он получил хорошее образование и в молодости любил играть в футбол. Друзей у него было не очень много.
Личная жизнь складывалась обычно. Или почти.

Однажды, гуляя с лдевушкой, он обнял её и заглянул её в глаза.
И в его жизни произошло одно из самых мощных потрясений. Он увидел себя в её глазах, своё отражение.
И в тот же самый момент почувствовал: всё,что он искал в ней, ту любовь, ту красоту,что его влекла так в ней - всё это было поиском самого себя - в глазах другого человека.

Женское - в мужском, неразделимое. Мужское - в женском, скрытое, тонкое, тайное,невидимое глазом, но ошеломительно реальное.

Надо полагать, это срезонировало с его детским опытом, когда в одном голосе - материнском - звучал и хрустально-бесполый Ангел и юноша-Пётр, нераздельно слитые в одном существе,в одной красоте,в одной любви.

Он увлекся Юнгианской психологией. Он нашёл в ней живое, полное образов и символов подтверждение своего внутреннего переживания - в учении об Аниме и Анимусе, "женского двойника" мужчины и "мужского двойника" женщины, их "второй души".
Учась в университете, он был призван на фронт.
Шла Первая мировая война. Нужны были бойцы и солдаты.



Война была чёрным, жирным, жестоким ужасом. И Альфред Вольфсон увидел там и другую, более тёмную и страшную форму Реальности. Это было своего рода концом -но также и началом.
Истошные крики, рыки, плач солдат, раненных, контуженных,с оторванными руками и ногами, которым невозможно было помочь, оставил в душе Вольфсона глубокую рану. Они звали в момент гибели мать, бога, умоляли пощадить их, смерть выворачивала наизнанку всё - и не оставляла ничего святого,ничего нетронутого, ничего человеческого в человеке. Это было лицо войны.

Он сам сильно пострадал во время боевых действий и вернулся в домой не только с поврежденным телом , но почти мёртвой душой.
В древности шаманы называли такое состояние "потерей души".
Алхимики называли эту тьму,жто тошноту, этот ядовитый удушающий ужас, это побирающее до костей пустое беспросветное гниение состоянием "Нигредо".
Позже, в католической традиции, это называлось "тёмной ночью души".
Сейчас это назвается "посттравматическим расстройством" и "депересонализацией".

Но суть остается одной. Альфред Волфсон потерял голос. Он больше не мог петь. При попытке издать внятный звук,он не узнавал себя. Его тело вылечилось,но он так и не пришёл в себя внутреннее.
Он искал внутри, во тьме, какие-то следы своей личности, своей омнновы - но не находил их. Везде валялись пусте скорлупки, фрагменты, слова. Но нигде во всём этом не было никакого "себя". Тело словно было пустым и чужим. Как кусок .Как вещь. Как одежда. Он не чувствовал его своим./
Никто не понимал его. Он не мог никому передать этого жалкого, страшного и острого переживания.
Ведь внешне всё было здесь. Но в этом всём было только Ничто.
И это ничто не имело ни голоса,ни звука, ни собственного имени.

В попытке справиться с этим и вернуть себе голос, Альфред Вольфсон купил маску. И стал петь в маску. Чтобы слышать себя.
Крики умирающих солдат всё ещё снились ему по ночам. Иногда это были мужские голомса,а иногда они больше походили на детски плач, на писк, на вой, иногда - на рёв и утробный рык умирающего зверя. Но общим в них было одно: боль насильно вывела их,как вывела Альфреда Вольфсона, за пределы человеческого облика.

Альфред пробовал продолжить учиться на юриста. Но скоро бросил: он хотел петь, несмотря ни на что.
Однако - не мог. Пытаясь помочь матери, которая день ото дня слабела, он играл на фортепиано в синагоге, пробовал себя в мебельном деле, как отец, подрабатывал клерком.

Ладно, подумал Альфред. Раз у меня больше нет человеческого голоса, то я буду петь нечеловеческим. И раз мне никто не может помочь, я попробую помочь себе сам.
Там, среди этих криков, среди этого рыка снарядов, среди ада и боли - осталась какая-то важная часть меня. И она будет снится мне снова и снова, умоляя вернуть её. Я должен сам пойти за ней. Я должен сам её найти - я должен снова вернуться в этот ад и вернуть оттуда свою душу....

Позже он напишет об этом работу:"Путь Орфея".

...Каков предел человеческого голоса? Вы никогда не думали, какой самый низкий - и какой самый высокий звук человек способен услышать и издать?
Вльсон уже неоднократно поражался тому,в каких диапазонах способен человек издавать звуки. Среди русских певцов он встречал басы, которые брали ноты, характерные для сопрано, с поразительной лёгкостью и подвижностью, не срываясь на свст, не не срываясь и в резкий фальцет.
Стоны умирающих солдат ,приходившие ему в кошмарах, часто тоже не имели ничего общего с тем голосом,который обычно считается мужским.

Альфред Вольфсон задался вопросом: голос ведь тоже создается телом.Тренированное тело может вынести на порядки больше слабого. А если попробовать сделать то же самое - с человеческими связками?
В порядке самопомощи, надо это попрактиковать самому. А заодно нужны добровольцы и ученики....

Альфред Вольфсон собрал группу учеников. Он с самого начала задал необычный формат пения. Он сказал:не пытайтесь петь так,как вас учили. Пойте только своим голосом. Как бы грубо,фальшиво и странно это ни звучало.

Его метод был необычным. с учениками и ученицами он занимался индивидуально. Обычно он давал слово,слог или фразу и просто говорил им пропевать её снова и снова. До тех пор,пока в звуке не появлялось что-то новое. Затем он давал другую фразу - ту.которая,как ему слышалось, могла бы дополнить и раскрыть индивидуальность голоса.
Он пробовал "вытащить" голоса учеников за пределы известного диапазона.

И у него получилось.

Экспериментальным путём Альфред Вольфосон выяснил,что человек способен издавать звуки в диапазоне 9 октав, притом и в верхнем, и внижнем пределе, голос человека может выходить за его же предел слышимости, охватывая инфразвук и ультразвук.
Он также экспериментировал со сверхбыстрым перебором всех 9 октав - например, слово "Белла" и слово "Виола" его ученики могли воспроизвести ,начав с ноты на три октавы дальше самой низкой ноты на рояле и закончить нотой на октаву выше.



Также его очень интересовала окраска звука. Одну и ту же ноту человеческий голос мог пропеть разными тембрами. Он точно так же экспериментировал с тонами инструментов: он добивался максимально точного совпадения тона и тембра с тоном и тембром музыкального инструмента.

Психотерапия сработала. Альфред Волфсон избавился от кошмаров, нашел свое более глубокое,неповреждённое я и смог обосноваться в нём, опираясь на него,как на основу своей новой личностной непрерывности - более широкой, охватывающей более широкий "частотный диапазон".

Среди учеников было немало ярких и удивительных людей. Работа с Альфредом Вольфсоном помогла им раскрыться как личностям и расцветсти удивительным образом. Многие из тех,с кем он работал ,считались совершенно безнадёжными в певческом плане. Многие ,как и он, потеряли свой голос из-за травмы.

Двое учениц Волфсона - Марита Гюнтер и Дженни Джонсон - обладали особенно широким диапазоном. Им особенно хорошо давались "ультразвуковые", близкие свистковым звуки "головного" регистра. Марита Гюнтер также стремилась охватить и басовый диапазон.

Идея единства мужского и женского, Анимуса и Анимы, привела его к эксперимнтам с высоким(свтковым и контенорным мужским диапазоном и сверхнизким женским голосам. "Мутантные" голоса.
Тут как не вспомнить Гумилевскую очарованность контральто:
"

В музее древнего познанья
Лежит над мраморной скамьей
Загадочное изваянье
С тревожащею красотой.
То нежный юноша? Иль дева?
Богиня иль, быть может, бог?
Любовь, страшась Господня гнева,
Дрожит, удерживая вздох.
Так вызывающе-лукаво,
Оно повёрнуто спиной,
Лежит в подушках величаво
Пред любопытною толпой.
Ах, красота его — обида,
И каждый пол в него влюблен,
Мужчины верят: то Киприда!
И женщины: то Купидон.
Неверный пол, восторг бесспорный,
Сказали б: тело-кипарис
Растаяло в воде озерной
Под поцелуем Салмисис.
Химера пламенная, диво
Искусства и мечты больной,
Люблю тебя я, зверь красивый,
С твоей различной красотой.
Хотя тебя ревниво скрыло
С прямыми складками сукно,
Ненужно, грубо и уныло,
Тобой любуюсь я давно.
Мечта поэта и артиста,
Я по ночам в тебя влюблен,
И мой восторг, пускай не чистый, —
Не должен обмануться он.
Он только терпит превращенье,
Переходя из формы в звук,
Красавица и с нею друг.
О, как ты мил мне, тембр чудесный,
Где юноша с женою спит,
Контральто, выродок прелестный,
Голосовой гермафродит!
То Ромео и то Джульетта,
Что голосом одним поют,
Голубка с голубем, до света
Один нашедшие приют.
То передразнивает дама
В неё влюбленного пажа,
Любовник песнь ведёт упрямо,
На башне вторит ей, дрожа.
То мотылек, что искрой белой —
Как лёт его неуловим —
Спешит за бабочкой несмелой,
Он наверху, она под ним.
То ангел всходит и восходит
По лестнице, чей блеск — добро;
То колокол, что звук выводит
Смешавши медь и серебро.
То связь гармоний и мелодий,
То аккомпанемент и тон,
То сила с грацией в природе,
Любовницы томящий стон.
Сегодня это Сандрильона
Перед приметным камельком,
Шутящая непринужденно
С приятелем своим сверчком.
Потом Арзас великодушный,
Не могший удержать свой гнев,
Или Танкред в кольчуге душной,
Схватив свой cтих и шлем надев.
Поёт Дездемона об иве,
Мельком закутался в свой плед;
Контральто, нет неприхотливей
Тебя, ни благородней нет.
Твоя загадочная чара
Сильна приманкою двойной,
Ты снова можешь, как Гюльнара,
Для Лары нежным быть слугой,
В чьи речи слиты потаенно,
Чтоб страсть была всегда жива,
И вздохи женщины влюбленной,
И друга твердые слова."


Марита Гюнтер на его записях "проходит" голосом 9 октав.


"
Он также работал и с детскими голосами.
Во время занятий,он концентрировал свое внимание на каждом ученике.





А потом случился второй пушной зверь.
Альфред Вольфсон простудился и снова потерял голос. На этот раз - физически. Много месяцев подряд он мог издавать только скрежет и "петь" - в привычном смысле,по крайней мере - не имел почти никакой возможности.

Его это ,однако,не остановило. Он просто переступил очередную границу: границу "чистого", правильного вокала.
Он стал медленно,терпеливо изучать новые возможности своего "треснутого" голоса. Его хрипы. Его сипы. Его скрипы.
Он выяснил, что "испорченный голос" способен звучать ,при определенном подходе,как три разных голоса,поющих вместе.

Он тут же применил это на практике. Его ученики хрипели, скрипели, пели с "расщепленным" горлом на на несолько голосов сразу.
Его экспериментами даже заинтересовались нацисты - идея "сверхчеловека" витала в воздухе,а то,что делал Альфред Вольфсон в области звука, было почти чудом.

Сам того не заметив, Альфред стал Мастером - голоса, звука, частоты, вибрации жизни.
Ученики называли его "Аве" - по буквам имени и подчеркивая его "талант от Бога".

Сам Альфред же о своём опыте Божественного, выраженного в звуке и форме, говорил так:

"То мгновние, та мельчайшая доля расщеплённой секунды, равноликая Вечности. Где Бог, ликуя, с триумфом пожинает плоды своего труда, замыкая круги Вселенной"

О смерти Альфред Вольфсон, Авэ, говорил так:

"Высший дар Бога - то,что после смерти он может превратить человека с вибрирующий мост, соединяющий землю и небо, в его живое Слово. Это и значит - соединиться с ним, это и значит - со-уподобиться Ему. Я бы хотел бы ,по крайней мере, перейти именно в эту форму Бытия"

Голос и звук для Альфреда Вольфсона были самым прямым, непосрественным и живым выражением души человека.
После него остались записи, сочетающие в себе запредельную жуть с запредельной же красотой.

Звук был также и выражением любви.

Альфред Вольфон всегда связывал любовь с прикосновением.
"Любить - значит прикасаться и соприкасаться, многообразно и различными путями".
Звук человеческого голоса был одним из совершенных способов прикоснуться. Прикоснуться не только телом к телу,но и самим нутром, самой душой - к душе другого человека. Вибрация любви.

Вообще, проблема Границ и того,что за ними лежит - была одна из центральных в его жизни. Гораздо позже, в 1950 году, он напишет работу:"Проблемы Ограничений" - в которой отразится его путь и уникальный опыт.
Многие к концу жизни обожествляли его - и Альфреда это несколько тяготило. Уже при жизни его редко называли по имени. Чаще его называли уважительно "Херр Вольф" или просто Вольф, а чаще Авэ.
В "Проблемах Ограничений" он написал о месте Бога в своей жизни так:

"Теперь, чтобы предотвратить возможные недоразумения, я поясню, что ,в первую очередь, я сам ничего не знаю о Боге или о Его Голосе. Но , с тех самых пор,как я прочел в Каббале слова:"Каждый человек ответственен за Божественное произволение", я никогда не терял чувства этой ответственности. И снова - я не претендую на то, чтобы знать что-либо о Боге или о его предначертании, но я и в самом деле верю, что то мерцающее, подобное блику на воде, отражение Божественного - есть в каждом человеке - и во мне самом. Чувство того, что на мне лежит долг по "переводу" этого мерцающего отражения в действенный факт, затрагивающий меня и других людей, всегда было мощнейшей движущей силой моей жизни"(с. Альфред Вольфсон)

Альфреда Вольфсона, полагаю, можно смело считать одним из первых "трансперсональщиков" - задолго до Кена Уилбера
Собственно, в своей работе "Орфей и путь к Маске" он как раз и попытался показать.что эго не тождественно личности, но необходимо её для выражения себя.


После ухода его, такие ученики, как Марита Гюнтер(та самая,которая на его записях непринуждённо поёт густым рокочущим женским басом) и Рой Харт основали "Театр Роя Харта"- который своего рода идейный наследник школы Вольфсона.
Марита Гюнтер:

Это была одна из "первых волн" театрального авангарда.


Материалы - послушать и почитать:
1. Записи учеников Вольфсона - проект Vox Humana. Могут скоро убрать из тырнета.
http://www.folkways.si.edu/vox-humana-alfred-wolfsohns-experiments-in-extension-of-human-vocal-range/contemporary-electronic-science-nature-sounds/album/smithsonian
2. Сайт театра Роя Харта. Много материала и воспоминания об Альфреде Вольфсоне.
http://www.roy-hart.com/
3. Википедия - на русском пока нет, но английская его помнит:
http://en.wikipedia.org/wiki/Alfred_Wolfsohn

Современные широты диапазона - Тим Стормс, аж 10 октав, рекордсмен по самому низкому голосу
Способен вибрировать голосовым связками с частотой порядка ~0.2 герц.
Это инфразвук
Здесь - 8 герц

Есть на данный момент две женщины с диапазоном голоса больше 6 октав
http://en.wikipedia.org/wiki/Georgia_Brown_(Brazilian_singer)
http://en.wikipedia.org/wiki/Rachelle_Ferrell

Из интересных совпадалок:
1. В опере Глюка партию Орфея обычно исполняют меццо-сопрано или контральто - то есть женским голосом.
2. В манге одной из моих любимых мангак Икэды Риоко "Окно Орфея" главная героиня , учась в мужской католической школе , поёт в хоре фальцетные партии. Вся история в манге вращается вокруг школьной легенды об окне Орфея - если из него юноша посмотрит на девушку, то обязательно влюбится в неё, но эта любовь принесёт им страшные несчастья.
3. "Проблема ограничений" Альфреда Вольфсона очень красиво совпадает с моей мейн-аватаркой в эттом ЖЖ. Дорожный знак "Конец зоны всех ограничений".

Тема трансперсональной свободы, которая открывается за границами всего того,что мы всегда считали своим "я" - та нить,которая пронизывает всё:)
Та Песня,которую поёт каждый.

"Мой брат по духу, истинный мой брат - в безумье мудр, в бедности богат":)

4. Собственно, это резонирует и с Кастанедовским пассажем о Воле:

"Самоограничение - самый худший и самый злостный вид индульгирования. Поступая подобным образом, мы заставляем себя верить, что совершаем нечто значительное, чуть ли не подвиг, а в действительности только еще больше углубляемся в самолюбование, давая пищу самолюбию и чувству собственной важности (ЧСВ).

Отказаться от чего-то или заставить себя перестать что-то делать - это еще не проявление воли.

Воля - это энергия, сила, самостоятельно действующая единица. Она требует должного управления и настройки, на что требуется время.

То, что маг называет волей, есть сила внутри нас самих. Это не мысль, не предмет, не желание.

Воля - это то, что заставляет тебя побеждать, когда твой рассудок говорит тебе, что ты повержен. Воля - это то, что делает тебя неуязвимым.

То, что среди людей принято называть волей - не более чем упорство и твердость характера.

То, что маг называет волей - есть сила, которая исходит изнутри него и привязывается к внешнему миру. Она выходит через живот, где находятся светящиеся волокна.

Обычный человек "схватывает" то, что есть в мире, с помощью рук, глаз, ушей. Маг может "схватить" также и с помощью воли. Маг использует свою волю для того, чтобы ощущать мир. Но это ощущение не похоже на слуховое восприятие. Когда мы смотрим на мир или когда мы прислушиваемся к нему, у нас создается ощущение, что он вне нас и что он реален. Ощущая мир нашей волей, мы узнаем, что он не настолько "вне нас" и не так "реален", как мы думаем.
Tags: Альфред Вольфсон, искусство, психология, судьба, человек
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments