elena_2004 (elena_2004) wrote,
elena_2004
elena_2004

Как прятать лист - про Алексея Толстого и Аэлиту

Оригинал взят у alexander_pavl в Как прятать лист - про Алексея Толстого и Аэлиту
Для начала сыграем в Капитана Очевидность.
Все читавшие Эдгара По (и те, кто не читал, но Сёма по телефону напел), знают, для того, чтобы что-то спрятать, надо это что-то выложить на самое видное место. В случае с СССР (как все знают) это была антропософская, мистическая, оккультная составляющая «советского проекта», впрочем, остановленная уже к середине 30-х годов, сперва подменённая евгеническими манипуляциями, а потом и вовсе ликвидированная – но вот эти обстоятельства, ликвидация интеллектуального бэкграунда эпохи «штурма и натиска», как правило, антисоветских абличителей и, напротив, советских апологетов не интересуют вовсе. Поскольку они все являются вторичными продуктами советской педагогики, динамику исторического процесса не воспринимают вовсе и на любые указания, что такая динамика всё же есть, реагируют крайне нервно, как на святотатство.
Да. Итак – в государстве официально торжествующего ультрарационализма на герб, в сакральную (а как же! но сакральность вслух отвергалась) символику всем напоказ введён символ красной магии, третьей ступени магических искусств, а до того с ним конкурировала свастика, знак мистического солнцеворота, любимое изображение оккультистов. Почему красная звезда победила свастику в гербе Советского Государства? Ну, это просто. Свастика подразумевает постоянное обновление, «перманентную революцию», а идеологов такового обновления сразу после Гражданской Войны начали оттеснять с ведущих позиций. А заодно, согласно магическим канонам, дискредитировали, отодвинули их символы.
Таким образом, древнее представление о бесконечном возвращении было подменено христианской концепцией невозвратного движения к конечному пункту. В конце концов, такая концепция икнулась катастрофически, но это к слову. Суть же в том, что в середине 20-х «советский проект» преображения человеческой расы был ещё на ходу. И, конечно, проект был хорошо спрятан. Все видели магический символ над Советской Россией, все отрицали существование красной магии, как таковой.

aelita aelita 2 art_deco_aetila



Но умные люди – особенно со стороны – знак разглядели и поняли правильно. Один из этих умников был эмигрировавший на волне повального бегства от большевистских погромов второстепенный поэт-символист московского разлива А.Н.Толстой.
Он возрос под сенью Валерия Брюсова, купеческого сына, ставшего одним из самых рафинированных и (одновременно) трезвых литераторов русского Серебряного Века. Пока питерцы, кружившие вокруг двух центров притяжения, Ал. Блока и Вяч.Иванова, опьянялись вином, опиумом и излишествами нехорошими, москвичи холодно и расчётливо вели войну за массового читателя, используя результаты экстатичных питерских оргий. Алексей Толстой был москвичом, цепким и наблюдательным, жестоким, циничным, холодным. В двадцатые годы, когда схлынула кровавая пена братоубийственной войны, Толстой увидел над Россией красную пентаграмму и понял, что она означает.
И вернулся на Родину, к русскому языку, к своим читателям, с книгой «Аэлита (Закат Марса)», которую считал пропуском в страну советской рационалистической магии.
Это очень интересная книга. Во-первых, она отлично написана. Гибкий, музыкальный язык, простой и красивый, отличный и от глоссолалий Андрея Белого и от нечленораздельного мычания Ремизова. Язык, отточеный настолько, что его совершенство даже незаметно. Во-вторых, прекрасно темперированный авантюрный сюжет (сие нехарктерно для русской литературы, где традиционно центр композиции составляла не беготня с маузерами по крышам вагонов мчащегося на полном пару поезда, а задушевные разговоры о Судьбах России, под рюмку водки), сложенный из двух сюжетных блоков. Один из блоков – известная из тысячи и одного романа «колониальная» история любви принцессы к витальному варвару. Тут масса источников, от Гюстава Флобера до Пьера Луиса (у самого Брюсова, учителя Толстого, есть отличная фантастическая повесть «Гора Звезды»). Второй блок – хроника проигранной революции, тут источников заимствований ещё больше. Всё это сдобрено Марсом, заимствованным из палп-фикшн Эдгара Райса Берроуза «Принцесса Марса (Дочь тысячи Джеддаков)», но по умному обработанным через фильтр «Красной Звезды» и «Инженера Мэнни» Богданова... Вообще, неявная полемика с наивным технократом Богдановым скрытым течением проходит по «Аэлите»...

Другими словами, «Аэлита» - книга эпохи ар-деко. Она стоит рядом с такими шедеврами стиля, как «Альрауне» Эверса и «Школа равнодушия» Жироду.
Уже этого было достаточно, чтобы сделать «Аэлиту» читательским хитом, но Алексей Толстой...

(Пока всё, продолжение следует...)
Tags: А.Н.Толстой, Россия, СССР, история, литература
Subscribe

  • Убийственный Париж (3)

    В ответе на вопрос, кем, собственно говоря, был Гросувр, заключается и ответ на вопрос, как он погиб. Но ответить на него так же непросто. Серый…

  • Убийственный Париж (2)

    В годы оккупации домом номер 205 по бульвару Мальзерб владел человек, чье имя французы произносят: Жозеф Жуановичи или Жоановичи. Как звучало оно в…

  • Убийственный Париж (1)

    https://seance.ru/articles/ubiystvenniy-parij/ Михаил Трофименков Но однажды, двадцать с лишним лет назад, я купил в Париже книжечку автора, о…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments