elena_2004 (elena_2004) wrote,
elena_2004
elena_2004

Туризм как управляемая катастрофа

Туризм - путешествие в пустом мире, в духовной пустыне, где уже не осталось сакральных ценностей. Он больше похож на странничество, когда Бог потерян радикально, на земле его нет нигде. Это редуцированное паломничество - непрестанное, вечное повторение. В мире священные силы настолько ослаблены, расточились, что одного паломничества недостаточно. Но еще есть надежда, что событие Встречи с сакральным может произойти где угодно, в любом месте. В наше время такая логика явно прочитывается в традиционном для хиппи путешествии автостопом - это внерелигиозное (парарелигиозное, внеконфессиональное) паломничество, но вполне мистическое по своим целям и задачам. Нечто божественное может проявиться в любом событии, Истина в любом слове, Судьба - в любой встрече. Туризм подменяет собой подлинное путешествие, симулирует его.
Туризм - компенсация несостоявшегося (уже невозможного) паломничества: по святым местам других религий, когда своего святого ничего не осталось. Экзотика предстает как Другое, дальние странствия как Бесконечность, старина как Вечность, новизна как Знание, непонятное как Истина, древнее как Мудрость, таинственное как Тайна, пестрота как Красота, удовольствия как Благо, удивление как Чудо, радость как Благодать. Религиозный туризм - это поиск Бога и нежелание его найти, потому что непонятно, что с ним делать. Важен сам процесс и ощущение собственной значимости. Коллекционирование богов как охотничьих трофеев.

Современные путешествия в экзотические страны - это желание поприсутствовать на чужих праздниках, танцах, карнавалах, религиозных церемониях, жертвоприношениях и самоистязаниях, посмотреть (подсмотреть) на сексуальные традиции, пытки и казни, бои животных, корриду, жестокие драки, гонки и прочие способы самоубийства. Тем самым приобщиться к тому, на что ты сам не способен, никогда не сможешь решиться. Это подглядывание за чужими подвигами и преступлениями, наслаждениями и страданиями, болью и смертью, экстазом и трансцендированием, это сопереживание на расстоянии взгляда, заемный экстаз, скольжение взглядом по бытию: покажите нам как живут и умирают другие, может быть и у нас внутри что-нибудь шелохнется.
Путешествие - это перемещение на место, где возможен Подвиг, Встреча, Чудо. Оно конечно, замкнуто с обеих сторон, есть начало (исход), середина (подвиг) и конец (исполнение, возвращение). Настоящее путешествие напряжено, интенсивно, опасно. Но турист не желает ничем рисковать и хочет оставаться самим собой и приобрести (добавить, присвоить) что-то еще, новое, большее, при этом не жертвуя ничем, не пройдя испытания, избежав катастрофы, не умерев.
Кто хочет подлинного трансцендирования, тот ищет катастрофы, идет на войну наемником, становится террористом или сектантом (в ожидании Апокалипсиса). Турист хочет маленькой, удобной, управляемой катастрофы, карманного, красиво упакованного Конца Света.

Туризм - это навсегда потерянный рай, который уже невозможно найти, вернуть, восстановить, обрести. Туризм безнадежен. Это попытка заполнить пустоту, но это исход в бесконечную пустыню, пустыню культурных ценностей, равнозначных, равноценных, необязательных, а следовательно, ненужных.

Туризм кроме социально-культурного имеет еще и психологическое, экзистенциальное измерение. Он дает возможность современному человеку решать некоторые существенные антропологические проблемы. Можно обозначить несколько уровней реализации метафизических задач на географических и духовных пространствах туризма.

1. Поиск себя. Первоначально туристом движет потребность в самоопределении и самопознании, желание испытать себя. Цель туризма - поиск человеком самого себя, обнаружение своей сущности, поиск самоидентичности. Поэтому любое путешествие - это прежде всего внутреннее путешествие в поисках своего Я. Как раньше уходили на войну, в наемники, чтобы понять и испытать себя, так теперь отправляются в туристическое путешествие. Это - путешествие-обнаружение себя.

Для этого уровня характерно внимание себе, к себе, на себя, а другие люди и внешние события являются лишь фоном для внутренних переживаний. По большому счету все равно - какая страна, народ, культура оказалась (скорее всего случайно) местом твоего путешествия. Важно последовательное осознанное проживание экзистенциальных ситуаций. Однако внешние события всегда некоторым образом коррелируют с психическими состояниями. Такой туризм - это путешествие-наделение всего окружающего своими смыслами, экспансия своего внутреннего мира вовне.

2. Поиск Иного. Только после этого человек начинает замечать других людей, появляется интерес к иному образу жизни и способу мышления, к неизвестной культуре и местным традициям. Но и на этом уровне самореализации человек еще пытается найти нечто похожее на себя, увидеть вовне свое отражение. Это поиск своего Я вовне. Человек ищет подтверждения своим мыслям и чувствам, утверждения своей правоты и состоятельности. Он хочет узнать нечто новое, всему научиться, но усваивается только понятное, соответствующее его системе понятий и иерархии ценностей.

Это еще не глубокое общение, а скорее скольжение, прикосновение. Такое путешествие-присвоение есть попытка дополнить себя до полноты, собрать себя до целого, но она обречена на неудачу. Происходит разрыв самотождественности, человек вдруг обнаруживает свои границы и пределы, познает свою ограниченность и историчность. Через него можно познать собственные возможности и слабые места. Иной нужен мне. Но это уже и путешествие-приобщение к Иному. Переход от "своего" к "иному" - это выход за пределы привычных и постижимых образов, идей и установок. В опыте Иного встречается нечто новое и неизвестное, открываются перспективы становления и развития Я.

3. Поиск Другого. Теперь человек пытается найти нечто непохожее на себя. После удивления, когда обнаруживается, что есть люди, непохожие на тебя, которые живут и мыслят по другому, совсем иначе, возникают сомнения - а может быть я чего-то не понимаю, это я не так живу. Оказывается, что мир устроен нетривиальным образом. Наличие Другого дает первичную бинарную структурацию мира на пространство Своего - доступного и находящегося во владении - и пространство Чужого - недоступного и не находящегося во владении.

Другой не есть моя копия или двойник как в случае с Иным. Другой отличен от меня принципиально, радикально. Чужое является не просто неизвестным, а непонятным, непостижимым. В опыте Другого обнаруживается нечто непознаваемое. Однако, принципиально недоступное в моем опыте становится доступным для меня через опыт "Чуждости". Свое, Собственное, Внутреннее осознается и проявляется только через встречу с Чужим и Внешним.

В знании "Я" о себе нет ничего, что поначалу не было бы Чужим. Коммуникация (лат. communico - делать общим, со-общать, со-единять) - это выход за пределы Себя, вовне Своего к Другому, соединения Себя с Другим. Другой устанавливает пределы Своего, границы того, чем Свое обладает. "Я" раздвигает собственные границы благодаря Другому и за счет его. Другой - это способ нашего присутствия в мире.[1]

Встретиться с Другим - это значит принять его, согласиться с ним, то есть самому стать немного другим, то есть преодолеть свои границы, превзойти свои пределы. Если опыт Иного показывает мои границы, то опыт Другого указывает за мои границы. Более того, опыт Другого указывает еще и за свои границы, отсылает к трансцендентному. Так становится возможным обретение Чужого, но того Чужого, которое совершеннее наличного Собственного.

"Чужое" - это то, на что мы отвечаем и неизбежно должны ответить, то есть - это требование, вызов, побуждение, оклик, притязание. То, чем является "Собственное" и "Чужое", определяется в событии ответа.[2] Ответ определятся соотношением, онтологическим напряжением между "Я" "не-Я" и может оказаться самым неожиданным. Другой требует от нас необратимого изменения нас самих. Так свершается самопревосхождение, трансцендирование.

Такой опыт не обязательно будет легким и приятным. Опыт Другого - это травматический опыт для человека. Страшно оказаться в чужом, непонятном мире, который угрожает самоидентичности человека, может его переделать, превратить во что-то другое. Что будет впоследствии - внутреннее, духовное обогащение или раздвоение, потеря себя, своей сущности?

Туризм не должен стать путешествием-вторжением, уподобиться войне, уничтожению "Чуждости". Туризм - движение одомашнивания "Чужого". Это путешествие-освоение "Чужого", принятие "Чуждости". Человек имеет заинтересованность в Чужом, чувствует притягательность Чужого. Нейтральный обозреватель мира не имел бы ни собственного, ни чужого опыта, он не имел бы вообще никакого опыта. Туризм - это попытка человека выступить из своей замкнутости в открытость, на встречу новому и неизвестному.
полностью здесь http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000963/st000.shtml Маргинальная антропология Гурин С.П.
Tags: путешествие, смысл, туризм, человек
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments