October 2nd, 2016

ОДНОРУКИЙ, ОДНОНОГИЙ И ОДНОГЛАЗЫЙ НЕИНВАЛИД: ВОИН-КОНСТРУКТИВИСТ СТРЖЕМИНСКИЙ

http://www.liveinternet.ru/community/moja_polska/post233668817/
СТРЖЕМИНСКИЙ Владислав Максимилианович 21 ноября 1893 (Минск) – 26 декабря 1952 (Лодзь, Польша). Живописец, график и теоретик искусства.
Сын польского дворянина, подполковника Русской армии Максимилиана Бенедикта Стржеминского (1847–1919) и Евы Розалии Олехнович. Детство провел в Минске. Воспитывался в католической традиции. Учился во 2-м кадетском корпусе имени Александра II в Москве (1904–1911) и Николаевском инженерном училище в С.-Петербурге (1911–1914), получил специальность сапера. С июля 1914 служил в районе Белостока, с началом I Мировой войны командовал взводом саперов. В ночь с 6 на 7 мая 1916 получил тяжелое ранение, приведшее к ампутации правой ноги и левой руки и повреждению глаза. На лечение был переведен в Прохоровскую больницу в Москву, где среди сестер милосердия впервые встретил будущую жену Е. Н. Кобро.
Осенью 1918 поступил в Свободные мастерские (СВОМАС) в бывшем Строгановском училище. Увлекся новейшими художественными течениями, подружился с В. Е. Татлиным и К. С. Малевичем. В начале 1919 ездил в Минск, участвовал в праздничном оформлении города к 1-й годовщине Красной Армии. В феврале 1919 был избран в Московскую комиссию по изобразительному искусству и художественной индустрии, вместе с А. Певзнером возглавил Всероссийское центральное выставочное бюро. Осенью 1919 переехал в Смоленск. Работал в подотделе искусств губернского отдела народного образования. Тесно общался с Малевичем, который в это время работал в Витебске. Летом 1920 вместе с приехавшей в Смоленск Е. Кобро возглавил изостудию губернского отдела народного образования, фактически ставшую филиалом группы УНОВИС. Участвовал в выставках группы в Витебске (декабрь 1919, март 1921) и Москве (1920). Работы экспонировались на 1-й Русской художественной выставке в Берлине (1922).
В конце 1921 женился на Е. Кобро и вместе с ней нелегально перебрался в Польшу.
Collapse )

Подпоручик В.Стржеминский, второй командир "Атаки мертвецов".

Оригинал взят у corporatelie в Подпоручик В.Стржминский, второй командир "Атаки мертвецов".

Удалось установить(спасибо неизвестными энтузиастам из интернет-обсуждений странички в Википедии) биографические данные офицера, который принял командование 13-ротой во время знаменитой теперь уже в масштабах всей России "Атаки мертвецов" у смертельно раненого подпоручика Котлинского.

Напомню выписку из дневника Землянского полка, отложившегося в РГВИА.

«Получив донесение об этом (имеется в виду занятие 1-й линии обороны) от командира 3-го батальона капитана Потапова, который сообщил, что немцы, занявшие окопы, продолжают продвигаться к крепости и находятся недалеко уже от резерва. Командир полка тот час же приказал 8-й, 13-й и 14-й
ротам выступить с форта на Сосненскую позицию и перейдя в контратаку выбить немцев из занятых ими наших окопов, причем 13-я рота была направлена вдоль же-
лезной дороги на 1-й участок, 8-я рота на 2-й участок, 14-я рота на 3-й и 4-й участки Сосненской позиции. 13-я рота под командованием подпоручика Котлинского, вый-
дя из крепости и рассыпавшись под сильным артиллерийским огнем, стала продви гаться вдоль железной дороги на встречу наступающим немецким цепям. Приблизившись к противнику шагов на 400, подпоручик Котлинский во главе со своей ротой бросился в атаку. Штыковым ударом сбил немцев с занятой ими позиции, заставив их в беспорядке бежать... Не останавливаясь 13-я рота продолжала преследовать бегущего противника, штыками выбила его из занятых им окопов 1-го и 2-го участков Сосненских позиций. Вновь заняли последнюю вернув обратно захваченные противником наше противоштурмовое орудие и пулеметы.
В конце этой лихой атаки подпоручик Котлинский был смертельно ранен и передал командование 13-й ротой подпоручику 2-й Осовецкой саперной роты Стрежеминскому, который завершил и окончил столь славно начатое подпоручиком Котлинским, дело».
цит.по РГВИА. Ф. 2839. Оп. 1. Д. 21. Л. 47–47об. Опубликовано: Черкасов А. А., Рябцев А. А., Меньковский В. И. «Атака мертвецов» (Осовец, 1915 г.): миф или реальность. Былые годы. Журнал. 2011. № 4.



В.Стржеминский.1932г.
Стржеминский в 1916г. во время минометного обстрела был очень сильно изранен, потерял правую ногу и левую руку до локтя, также были повреждены глаза, но инвалидность не помешала ему состояться в качестве художника и прославиться на всю Польшу.

Collapse )

Атака мертвецов

Только в последнее время о том героическом эпизоде Первой мировой стали писать и снимать фильмы. Но почти столетие забытья стерло подробности боя. Сейчас уже мало кому известно, что поднимали в атаку горстку выживших после применения газов защитников небольшой крепости Осовец, ставшей преградой на пути немцев к Белостоку, два белоруса. Что среди служивших тогда в гарнизоне более трети были нашими земляками. Да и коменданта генерала артиллерии Николая Александровича Бржозовского так и хочется записать в соотечественники: он окончил знаменитый Полоцкий кадетский корпус, называвшийся в те годы военной гимназией.
К сожалению, места рождения благородного и любимого всеми командира сейчас никто не знает. — Он мог родиться и под Варшавой, и в Сибири, где представители этой фамилии находились в ссылке, — говорит председатель правления благотворительного культурно-исторического фонда памяти Первой мировой войны Вячеслав Бондаренко. Но мог и на Случчине, где тоже известен род Бржозовских. Сведения о талантливом военачальнике, прошедшем турецкую, китайскую и японскую кампании, запрятаны в архивах не случайно. После революции генерал примкнул к Белому движению, сражался против большевиков. Находясь в эмиграции в Югославии, в тридцатые годы прошлого столетия был комендантом инвалидного дома. Известно, что он отец троих детей. И есть вероятность приоткрыть тайну этой выдающейся личности. «Там, где миру конец, стоит крепость Осовец», — это из солдатского фольклора. На самом деле бастион находился в 23 километрах от тогдашней Восточной Пруссии. Обойти его было невозможно: форты располагались на высоком берегу реки Бобр и контролировали всю округу, в окрестностях — сплошные болота. Уже в начале войны мир с восхищением следил за обороной этой твердыни. Первый натиск немцы предприняли в сентябре 1914-го, перебросив из Кенигсберга орудия большого калибра. Шесть дней они обстреливали укрепления. И безуспешно. В январе 1915-го германцы применили против защитников свои знаменитые «Большие Берты» — осадные орудия 420-миллиметрового калибра, которые 800-килограммовыми снарядами проламывали двухметровые стальные и бетонные перекрытия. От каждого взрыва образовывалась воронка в пять метров глубиной и пятнадцать — в диаметре. Враги подсчитали, что для принуждения к сдаче крепости с гарнизоном в тысячу человек достаточно двух таких орудий и 24 часа методичной бомбардировки: 360 снарядов, каждые четыре минуты — залп. Но под Осовец они привезли 4 «Большие Берты» и еще 64 других мощных орудия, всего 17 батарей.
Самый жуткий обстрел воины выдержали в начале осады. «Противник 25 февраля открыл огонь по крепости, довел его 27 и 28 февраля до ураганного и так продолжал громить крепость до 3 марта», — вспоминал выживший военный инженер С. А. Хмельков, ставший в советское время профессором и написавший единственный очерк о тех событиях, но без упоминания каких-либо имен. За неделю было выпущено 200—250 тысяч только тяжелых снарядов. А всего за время осады — до 400 тысяч. «Кирпичные постройки разваливались, деревянные горели, слабые бетонные давали огромные отколы в сводах и стенах; проволочная связь была прервана, шоссе испорчено воронками; окопы и все усовершенствования на валах, как то: козырьки, пулеметные гнезда, легкие блиндажи, стирались с лица земли». Над крепостью нависли тучи дыма и пыли. Вместе с артиллерией крепость бомбили аэропланы. К слову, у России имелись и другие крепости — совершенно грандиозные. Например, Новогеоргиевская считалась одной из самых мощных в Европе. Там находился почти 100-тысячный гарнизон при 1000 тяжелых орудий. Крепостью гордились и считали ее неприступной. Но продержалась она… всего десять дней. Могла бы и больше, но командующий — генерал Бобырь — ускакал к немцам и уже оттуда распорядился о капитуляции. Одних только офицеров сдалось 2100 человек плюс 23 генерала. В целости и сохранности получили немцы колоссальную по мощи артиллерию — львиную долю тяжелого вооружения русской армии.
С Осовцом вышло иначе. Командование, полагая, что требует почти невозможного, просило его защитников продержаться хотя бы 48 часов. Крепость стояла еще полгода...
Collapse )
Читать статью полностью на портале «СБ»: http://belniva.sb.by/kak-eto-bylo/article/ataka-mertvetsov.html?AJAX_MONTH=5&AJAX_YEAR=2015

А была ли на самом деле "Атака Мертвецов"? (расследование к годовщине): часть II.

Оригинал взят у corporatelie в А была ли на самом деле "Атака Мертвецов"? (расследование к годовщине): часть II.

Продолжение предыдущего поста.
Вот те самые тезисы "умеренных" отрицателей "Атаки Мертвецов", которые я обозначил в первой части очерка.
б) Все события после первоначальной атаки хлором развивались не очень быстро (7 часов) и происходили на местности на которой не было газа(!)(c).
в) Более того, "умеренные скептики" исходят из априорного утверждения, что гарнизон крепости не был отравлен удушливыми газами. Также по их мнению не были отравлены ни крепостные артиллеристы, поддерживающие контратакующую русскую пехоту, ни гарнизон Заречного форта(где дислоцировалась 13-ая рота, совершившая контратаку). Якобы, потому, что форт располагался в отдалении от передовых позиций. Поэтому выходящая на подмогу контратакующая 13-ая рота не была отравлена газами.
г) Cледовательно, Котлинский, Стржминский, Чеглоков, другие офицеры и нижние чины проявили мужество, но отравлены газами они не были. Соответственно:
д) Никакой "контратаки мертвецов" в исторической действительности не было, а имел место быть "просто героизм", прессой и пропагандой превращенный в легенду с отравлением солдат и офицеров из числа защитников крепости, повлиявших на все последующие источники вплоть до Хмелькова и современных журналистов, которые и выдумали отравленную контратакующую роту .
В данной части очерка я попытаюсь оспорить все упомянутые выше утверждения, опираясь, в основном, на малоизвестные, недавно опубликованные документы РГВИА с допросами нижних чинов 226-го Землянского и других полков от 1915 г. Прошу не судить строго за порой торопливую расшифровку документов, буду признателен за помощь в исправлении возможных ошибок.

Collapse )

Collapse )

Collapse )
Выводы и итоги
В заключении хотелось бы все-таки ответить на фундаментальный вопрос, специально вынесенный мной в заглавие:зафиксирован ли в исторической реальности такой эпизод Первой мировой войны, который можно было бы справедливо назвать "Атака мертвецов"?
На мой взгляд,  ответ утвердительный, хотя конечно кому как удобнее думать. В любом случае, 13-ая рота землянцев действительно контратаковала в жесточайших условиях химического отравления, ее командиры- подпоручики Котлинский, Стржминский, их подчиненные, офицеры и солдаты других рот, других полков- это реально существовавшие военнослужащие царской армии, совершившие вполне реальный подвиг, подтверждающийся архивными материалами.
Однако, я хочу очень четко подчеркнуть , что мне совершенно не импонирует излишняя позднейшая мифологизация сюжета с бездумной глорификацией. Реальная история, на мой взгляд, куда интереснее, естественее, а главное страшнее, чем легенды.
Но и придание эпизоду некой ауры чрезмерной заурядности, причем как мы убедились с искажением фактуры, ровно точно также неприемлимо и нарушает фактологию, только уже с другой стороны.
Конечно, журналисткие выдумки о том, что "мертвецы" атаковали немедля не подтверждаются никакими источниками.
Зато прослеживается другая, не менее впечатляющая(на мой взгляд) фактологическая канва.
I.Выпущенный в 5-ом часу утра газ отравил защитников крепости- также была отравлена крепостная артиллерия- см. показания участников штурма и чинов крепостной артиллерии("умеренные скептики" утверждали обратное).
II.13-ая рота и другие роты землянцев контратаковали по зараженной газом местности, выдвинувшись после 4-х утра с Заречного форта скорее быстрее, нежели медленнее(см. журнал Осовецкой крепости). Рядовой Смольянов так описывал контратаку 13-й роты: " В это время по всей крепости уже распространялись пущенные немцами газы, поэтому нам приказано было одеть респираторы, после этого рота наша построилась и двинулась в атаку, при чем пришлось проходить через мост. Все время мы шли в облаках газа, который был настолько густ, что через него трудно было видеть, даже на близкое расстояние. Тянулся газ, как дым или туман, был он зеленоватого цвета и пахнул серой. Дышать тогда было очень трудно и мало помогали и респираторы; газ драл во рту и в горле. На мосту газы были особенно густы, поэтому нам пришлось обождать, пока газы несколько разсеялись, и только после некоторого пормежутка времени мы бросились опять в атаку. Из нашей роты через мост все-таки перешли все и только за мостом рядовой Жилкин не смог дальше итти. Тут же за мостом вскоре появились и немцы, первую цепь которых мы быстро прорвали, бросившись на них в штыки". Cкептики, меж тем, утверждали, что атака была по "чистой местности" и с достаточным временным лагом, чтобы газ полностью рассеялся или остался только в низинах.
III.13-ая рота под командованием Котлинского, как и сам Котлинский, так и сменивший его после смертельного ранения подпоручик Стржминский были отравлены удушливыми газами и контратаковали через мост в чудовищных условиях химического отравления, в прямом смысле теряя людей от воздействия газа на ходу. Напротив, cкептики утверждали, что 13-ая рота была в "безопасном" Заречном форту, не была отравлена, газ до форта будто бы не дошел и их не отравил. Хлор на момент конртатаки был уже не в смертоносной концентрации, но он все равно действовал разрушительно на здоровье контратаковавших- см. жалобы на здоровье  нижних чинов 13-й роты Землянского полка и упоминания о падающих от отравления солдатах во время контратаки.
Итак, сентенции "13-ая рота, Котлинский и Стржминский не были отравлены", "Защитники крепости, а также крепостная артиллерия были в безопасности и не задеты удушливыми газами", "контратка 13-роты проходила по не зараженной местности"- все эти неверные тезисы, вынесенные мной в первую чатсь поста, на мой взгляд, рушатся вполне доказательно куда более репрезентативной совокупностью приведенных архивных данных. Причем в основе наших утверждений не публицистика 2000-х гг., а документы РГВИА. Наши тезисы подтверждают целый ряд альтернативных, созданных независимо от друг друга в разное время(но в пределах 1915 года) индивидуальнх свидетельств, проходящих проверку перекрестным анализом. Причем в нашем распоряжении теперь достаточно широкий комплекс источников:
1. Журнал боевых действий 226-го Землянского полка.
2.Журнал военных действий крепости Осовец от 1 июля до 9 августа от 1915 года.
3.Целый комплекс опросов выживших ветеранов газового штурма, военнослужащих Землянского полка, других частей, а также крепостной артиллерии.
 Достоверность данных повышается благодаря тому, что они не предназначались для публикации в прессе, создавались отдельно друг от друга порой даже в разных губерниях в разное время 1915 года, И при всем при этом неплохо коррелируют между собой. Мне кажется самый завзятый конспиролог после таких совпадений из удаленных источников призадумается.
 Cамым важным в приведенных материалах, на мой взгляд, мне видится, что реальные события были чуть ближе к традиционному образу "Атаки мертвецов", чем принято считать. После анализа источников, я склонен согласиться с Черкасовым., Рябцевым и Меньковским, впервые открывших для науки журнал боевых действий Землянского полка:
"Что касается внешнего вида бойцов 13-й роты, то, по всей вероятности, их внешний облик был близок к описываемому в источниках.Бойцы действительно получили отравления и ставшее крылатым выражение «со следами химических ожогов на лицах, обмотанные тряпками, они харкали кровью, буквально выплевывая куски легких на окровавленные гимнастерки» имеет основание".

Найти подпоручика Котлинского

Оригинал взят у corporatelie в Найти подпоручика Котлинского-2

Я уже писал, что о герое Осовца, подпоручике Владимире Котлинском, до сих пор известно поразительно немного биографических данных:выпускник военно-топографического училища 1914 года, служил по корпусу военных топографов и был прикомандирован к 226-ому Землянскому полку РИА, посмертно награжден Орденом Св. Георгия 4-й степени в 1916 году за контратаку "мертвецов", где офицер был смертельно ранен. Погребен где-то в Пскове. Вот, пожалуй, и все.
До сих пор в опубликованных источниках, как научных, так и публицистических, ни отчество, ни вероисповедание, ни происхождение подпоручика Котлинского не фигурировали и оставались неизвестными.
Даже возраст, в котором погиб герой обороны Осовца, оставался для исследователей загадкой.
В книгах, изданных до революции, и уже в советское время подпоручика либо вообще не упоминали, либо называли его просто по фамилии. В единственной современной относительно недавней научной статье по «Атаке мертвецов» за авторством Черкасова А. А., Рябцева А. А., Меньковского В. И. «Атака мертвецов» (Осовец, 1915 г.): миф или реальность. Былые годы. Журнал. 2011. № 4. отчество подпоручика также не упоминается.
Если Вы почитаете об «Атаке Мертвецов» даже в той же Википедии, то в статье прямым текстом указывается: «К сожалению, его отчество (Котлинского) в доступных публикациях не указано».
Вот что одному исследователю из обсуждений на Вики ответили на запрос по Котлинскому из РГВИА:«На Ваш запрос сообщаем, что в архиве на хранении имеется Высочайший приказ от 26.09.1916 г. о награждении Котлинского Владимира (отчество не указано) орденом Св. Георгия 4-й степени.»
Соответственно, и в Высочайшем приказе отчество офицера не фигурирует. Именно этим фактом, на мой взгляд, объясняется отсутствие отчества В.Котлинского в списках кавалеров Ордена Св.Георгия, изданных уже после 1991 года.

Collapse )
Collapse )


Итого. Можно сделать несколько выводов.
1.Мы нашли могилу брата Котлинского на Мироносецком кладбище. Учитывая все факторы и вероятности, это почти чудо и невероятно удачное стечение обстоятельств. Если принять во внимание, что Псков очень пострадал в годы ВОВ, кладбище по размерам большое и в очень плачевном состоянии, а могилу мы искали совершенно наобум.
2.С большей долей определенности можно предположить, что заброшенные могилы рядом с захоронением Евгения,- могилы отца, брата и матери.
Логическое обоснование следующее. Евгений Котлинский умер в 1960-е годы. В это время хоронили уже очень далеко от дореволюционной части кладбища и далеко от церкви, но Евгений Карпович погребен совсем рядом со зданием храма среди немногих сохранившихся дореволюционных могил.
Вопрос нуждается в дальнейшем уточнении в архиве местного ЗАГСа ,где я попытаюсь найти документацию кладбища. Шанс найти могилу офицера до сих пор есть.
И, наконец, самое главное.
Мы установили отчество, вероисповедание, происхождение и год рождения командира «Атаки Мертвецов».
Владимир Карпович Котлинский, из крестьян Минской губернии, православный, родился 10 июля 1894 года. Он был убит под Осовцом несколько недель спустя после своего 21 дня рождения.