elena_2004 (elena_2004) wrote,
elena_2004
elena_2004

Category:

Вавилонская Башня и смешение языков

- И в глобализацию и унификацию не верите?
- Не верю. Человек по-другому устроен. Я не знаю почему, по каким-то загадочным причинам в нашей природе заложено стремление к разнообразию. И если сокращается языковое разнообразие или любое другое - то, как Ломоносов нас учил, где-то в другом месте вырастет другое разнообразие - музыкальное, модное, какое хотите. В нашей природе это заложено. У гениального лингвиста Николая Сергеевича Трубецкого есть статья "Вавилонская башня и смешение языков". Он там утверждает, что интерпретация Вавилонского столпотворения и смешения языков как божьей кары - неправильна. Наоборот - пишет он - это не кара, а благо: когда люди попытались унифицироваться, то Бог (или природа человеческая, если угодно) не позволили им это сделать. В этой легенде в сжатом виде заложена информация о том, что в нашей природе заложено стремление к разнообразию. Это очень сильная идея, и я как-то в нее поверил.

- Хотите сказать, что на нашей планете все нормально?
- Нет, все очень плохо! Но не безнадежно... Знаете, в чем разница между пессимистом и оптимистом? Пессимист говорит печально: "Хуже быть не может..." А оптимист – радостно: "Может, может!"
Этот ваш юкагирский старик, который говорит: "Неужели все? Неужели мы исчезаем?" Я думаю, что нет. Меняется основа для самоидентификации. Если раньше этой основой была этничность, язык, принадлежность к какому-то роду, то теперь становится территория. Мы - это те, кто здесь живем. Это процесс повсеместный. Не случайно у нас сейчас появляются какие-то "поморы", о которых никто не слышал двести лет, или "сибиряки", которых по переписи 2002 года было шесть человек (и я знаю их всех поименно), а по переписи 2010 года - больше пяти тысяч. Снова появились "камчадалы", а еще - "якутчане", "чукотчане" - жуткие слова, но они есть. Это никакой не сепаратизм конечно - а неизбежный, естественный процесс замены этнической идентификации на территориальную.

- Какая тогда ценность в языке?
- Как говорил замечательный московский лингвист Александр Евгеньевич Кибрик, ныне, увы, покойный: "Страшно не потерять язык. Страшно потерять языковое разнообразие до того, как мы даже поняли, зачем оно нам нужно." Ведь не зря же, наверное, в человечестве существует шесть с половиной тысяч языков. Если бы нужен был один - он бы один и остался.

-Это не просто результат изолированной жизни популяций?

- Точно нет. Это зачем-то нам нужно - но мы пока не поняли зачем. И вот страшно потерять это разнообразие, пока мы не поняли. Эта мысль мне очень нравится, она очень точная.

- И зачем, как думаете?

- Не знаем пока. Может, как в природе? Биологи говорят, что биоразнообразие - гарантия сохранения жизни: если изменятся внешние условия, какие-то виды окажутся неприспособленными и вымрут, а какие-то, наоборот, окажутся приспособленными. А если бы был один вид – вдруг как раз он оказался бы неприспособленным? Эволюция устроена разумно, она не поддерживает ненужные механизмы.

- Ну так вот они и вымирают?

- Но так они же сорок тысяч лет существовали зачем-то, а сейчас за сто лет возьмут и вымрут? Слишком быстро для эволюции.А если отбросить философию, то любой язык - это очень сильное средство самоидентификации. Это ответ на вопрос "кто я". Не во всех случаях главный. Скажем, в некоторых ситуациях, важнее ответ "я христианин" или "я мусульманин". "Я дворянин" может оказаться важнее, чем "я француз", или "я русский". А "я житель этой местности" может оказаться важнее, чем "я носитель этого языка". Но все-таки язык - одна из основ самоидентификации. "Я - русский" - это тот, кто говорит по-русски. Не тот, кто родился в России, не тот, у кого русские родители, русские имя и фамилия.

Правда, это для нас, европейцев, так важно, а не для всей остальной Земли. Ведь две трети населения Земли - двуязычны или многоязычны. Для двух из троих землян вопрос "какой у вас родной язык" не имеет смысла. Они от рождения говорят на двух, трех, а то и четырех. Если вы были в Колымском, то для вас это не удивительно: это всегда был четырех-язычный поселок. Так же и большая часть мира: она не одноязычна и не поделена на национальные государства, как Европа. И люди в этом "остальном мире" по-другому относятся к языку, с меньшим пиететом. Еще один язык выучить - подумаешь великое дело. Исчез язык - ну и Бог с ним.
----------
Профессор Европейского Университета в СПб Николай Вахтин - один из крупнейших мировых североведов. Десятки лет он провел в экспедициях в Сибири, в частности, много работал на Чукотке и в Якутии, среди чукчей и юкагиров. В 1993 году он опубликовал пронзительную книгу о состоянии сибирских культур. В ней Вахтин впервые описал трагическую историю беззащитного мира, перемалываемого советской машиной. Я поехал в Питер, чтобы спросить ученого, безнадежно ли ушло детство человечества.


http://www.rusrep.ru/article/2013/12/19/vahtin
Tags: культура, народ, общество, планета Земля, человек, язык
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments