elena_2004 (elena_2004) wrote,
elena_2004
elena_2004

Category:

Радикальность художественного жеста 1

Оригинал взят у alexander_pavl в Радикальность художественного жеста 1
"Святой князь Герман,
Сейчас румян, а ранее - как снег
"
БГ

Сейчас я скажу жуткую банальность: к смотрению последнего фильма Алексея Германа я приступал с внутренним содроганием. Был заранее напряжён. Но не из-за уже прочитанных рецензий, о нет. А из-за предпоследнего фильма того же Германа, который мне показался совсем неинтересным.

trudno 01 trudno 02
«Хрусталёв, машину», при всех своих несомненных достоинствах, меня оставил полностью равнодушным. Я не генерал ни в каком смысле и страдания генерала сталинских времён меня ничуть не трогают. Мне было понятно, что это метафора такая – Герман своего рода генерал от советского кино, и вот умирает страшный и смертельно опасный Советский Союз, который, собственно, и делал генерала генералом. Ну и соответствующие терзания, двойники, претендующие на место Германа в рабочем строю, точно такие, как Герман, только ненастоящие, и иностранные слависты, пытающиеся разобраться в ситуации и убитые валенком, и наследники, которых нет... Всё это достаточно ясно считывалось, но меня не касалось, к тому же сама метафора структурно была заимствована (или рождена в диалоге) у Балабанова, всегда вызывавшего у меня стойкое омерзение. Вы помните – «Замок» по Кафке Балабанов сделал как отчёт о своей карьере на «Ленфильме», и даже Германа пригласил на одну из ролей, чтобы совсем уж ясно было.


В общем, фигня.
И я боялся, что «Трудно быть богом» обернётся такой же фигнёй.
Однако сего не случилось. Фильм оказался хитрее. Его спасло то, что Герман делал своё кино бесконечно долго, выжидая, как мне кажется, определённого состояния постсоветского социума, чтобы фильм прозвучал максимально сильно – ну, расчёт оказался правильным, зрителя буквально тошнит на сеансах.
Как мы все помним, Герман трижды приступал к этому проекту. Первый раз ещё в шестидесятые. Наверняка та версия «Трудно быть богом» оказалась бы динамичной жёстко-занимальной картиной в промежутке между «Семью самураями» Акиры Куросавы и «Полуночными колоколами» Орсона Уэллса, с упором на сюжет, с эффектными кадрами . Но грянул 1968 года, вторжение черных монахов в Арканар стало выглядеть уж очень недвусмысленно, проект лопнул. Вторая попытка была уже в середине 70-х, после того, как Германа полюбил Константин Симонов, оставшийся довольным экранизацией своей повести. Герман решил использовать Симонова, как таран для своего проекта, и долго расписывал ему, какая прекрасная повесть «Трудно быть богом», а заодно 0 дёрнул его черт – рассказал и о других книгах Стругацких. Ну, чтобы контекст показать... В результате невнимательно слушавший Германа Симонов позвонил режиссёру прямо из Кремля и торжествующе объявил: «Всё, Алексей, я их уломал! Можете снимать свой «Таинственный остров!» Он перепутал «Трудно быть богом» с «Обитаемым островом», а тот – с «Таинственным»... Третья попытка была сделана уже в перестройку, когда председатель Госкино А.Камшалов предложил Герману снимать свой фильм параллельно с Фляйшманом. Впрочем, из этой затеи опять ничего не вышло (якобы потому что Герман стал рассматривать свой фильм в качестве метафоры советской истории и это показалось ему неинтересно, особенно после написания сценария «Гибель Отрара») и за фильм режиссёр взялся лишь в этом тысячелетии, увидев, в какую именно сторону разворачивается развитие России.
Что и говорить, кино получилось эпохальное. Называться оно должно было вообще-то «Хроника Арканарской резни», и мне жаль, что из коммерческих соображений было оставлено имя литературной основы сценария. Богом быть действительно трудно, но для фильма эта мысль не главная.
Уф. Опять слишком длинно. Завтра напишу о фильме, как таковом.
Tags: Алексей Герман, искусство, кинематограф, человек
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments