elena_2004 (elena_2004) wrote,
elena_2004
elena_2004

Трагедия Северной Ирландии — вчера и сегодня.

Оригинал взят у florzinha_rosa в Белфаст в трех частях. Часть вторая. Трагедия Северной Ирландии — вчера и сегодня.

Буквально в нескольких минутах ходьбы от центра печальная история города развернулась перед нами на стенах домов.Белфаст знаменит политическими граффити, которые годами появлялись в известном районе улиц Falls Road и Shankill Road, где более 30-ти лет шла настоящая война между католической и протестантской общинами, жившими буквально друг напротив друга.

Всем, кто едет в Белфаст и интересуется его политической историей, я бы хотела порекомендовать экскурсию на черном кэб-такси. Дело в том, что без рассказа и комментариев все настенные граффити останутся для вас просто картинками! Нам очень повезло с экскурсоводом - замечательный водитель черного такси, которые здесь ничем не отличаются от лондонских кэбов, почти два часа рассказывал, иногда грустно вздыхая, о тяжелой истории Северной Ирландии. "Я хочу, чтобы вы поняли, что это был не религиозный конфликт. Это ирландские мужчины и женщины, католики и протестанты, сражались за свои права" - говорил он нам. "В любом конфликте всегда виноваты обе стороны. Просто все это, эти стены - они помогают лучше понять, почему все было так, как было..."
Итак, в 1921 году произошло разделение Ирландии, сделавшее Белфаст одним из главных центров конфликта между теми, кто поддерживал независимость (националисты) и теми, кто поддерживал Королеву (лоялисты). Но конфликт между ирландцами и англичанами начался задолго до этого.



В середине XIX века в Ирландии случился великий голод, вызванный болезнью картофеля и жестокой экономической политикой Великобритании. В результате голода и последующей эпидемии погибло больше 1 миллиона ирландцев, около 1,5 миллиона уехали в США и Канаду, население страны уменьшилось на 30%. Великобритания, владевшая в то время территорией страны, не помогла ее жителям, хотя имела для этого все возможности. И первое граффити на стене дома рассказывало вовсе не об ИРА (Ирландская Республиканская Армия), а о том самом "Картофельном голоде".

Экскурсия началась с граффити на католической стороне, которые показались мне довольно мирными и красочными.
Вот, например, типичный рисунок для католической территории: цвета ирландского флага (зеленый, белый, оранжевый), кельтский крест, фотографии членов ИРА




Общий вид улицы. Сразу скажу, что эти районы (и католический, и протестантский) довольно бедные.






Еще одно граффити, рассказывающее о временах протестов, голодовок и арестов членов ИРА, о несправедливых судах. Было время, когда людей на католической территории могли поймать прямо на улице и посадить в тюрьму без суда и следствия. Просто надо было сказать: "Ты виновен". Многие сидели по нескольку лет, чтобы потом их просто освободили, не предъявив никаких обвинений.






Это граффити посвящено убитым на улицах британскими солдатами.






На протестантской стороне граффити более конкретные. Если у националистов только одна самая известная организация - IRA (Irish Republican Army), потому что другие организации так или иначе содержат IRA в своем названии (Временная ИРА, Настоящая ИРА, Официальная ИРА и т.д.), то у лоялистов их две - UVF (Ulster Volunteer Force) и UDA (Ulster Defence Association). Многие рисунки рассказывают о потерях той или иной стороны. Например, вот это Джеки Култер, был членом UDA и был убит членом UVF в 2000 году. Дело в том, что если националисты в основном выступали единым фронтом, то между лоялистами постоянно возникали распри - Loyalist feud (вражда между лоялистами). В 2000 году вражда между UDA и UDF вспыхнула с новой силой и в результате лоялисты опять начали опять убивать друг друга. Не стоит так же забывать, что хотя ИРА боролась за свободу и независимость, а UDA/UVF протовостояли им, часто под их знамена вставали обычные бандиты и отморозки, которые, прикрываясь идеями, занимались торговлей наркотиками, оружием и убийствами. Цвета граффити типичны для протестантской территории - цвета британского флага (белый, синий, красный)






Как я уже рассказывала в предыдущей части, в день нашего приезда в Белфасте был праздник Королевы Великобритании. По этому случаю дворы на протестантской стороне были украшены, наверное, лучше, чем в Лондоне ) Люди были завернуты во флаги, машины украшены флагами, на заборах висели огромные флаги. Фактически, вся территория превратилась в один большой британский флаг.






Для сравнения - католическая часть.






Граффити, посвященное члену UDA, также убитому в 2000 году.






И Королю Вильяму III, который известен несколькими войнами против католичества и "за свободу Англии и протестантизма". После его правления нетерпимость к католикам сохранялась до середины XIX века.






И еще несколько видов территории "лоялистов". Кстати, интересно, что еще несколько лет назад для такой экскурсии вам пришлось бы заказывать 2 такси - одно с водителем католиком, а другое - с протестантом. Сейчас на этих улицах относительно безопасно и можно спокойно гулять )














А это здание тюрьмы, напротив которой располагался суд. Из здания суда арестованных сразу переводили в тюрьму по подземному коридору. Сейчас здания не работают.






Вернемся на католическую территорию, где, кстати, мы тоже повстречали один-единственный ирландский флаг, который почему-то совсем не хотел развеваться на ветру.






Это памятник погибшим "националистам" во время голодовки. Многие моложе 25 лет, самое долгое время голодовки - 73 дня.






А это граффити посвящено черным кэб-такси - единственному транспорту, который был доступен в этих районах, поскольку автобусные маршруты были отменены. И никто не знал, кто сидит в такси - католик или протестант, такси были абсолютно одинаковыми.






Это граффити рассказывает о том, насколько важным было образование для католиков, в котором ущемляло их британское правительство. На священников были гонения.






Известный революционер, поэт, депутат парламента Великобритании и член ИРА - Бобби Сэндс. Умер в госпитале тюрьмы от истощения через 66 дней после начала голодовки.






Разные виды граффити.






Стена мира. Первые стены, разделяющие протестантские и католические районы, были построены после массовых беспорядков 1969 года. В Белфасте таких стен, высота которых достигает 6 метров, 20 штук. Автоматические ворота закрываются на ночь до сих пор. Раньше ворота охранялись полицией, но полицейских убивали, поэтому было принято решение сделать их автоматическими.










Вид с протестантской стороны. На фоне - наш замечательный экскурсовод. Стену делали все выше и выше, чтобы через нее не могли перекидывать камни, бутылки с зажигательной смесью и бомбы.






А это вид с католической стороны. Памятник с именами погибших в результате беспорядков...






Вот так было раньше.






А вот так - сейчас. В 1998 году было подписано Белфастское соглашение и в Северную Ирландию пришел долгожданный и такой хрупкий мир.






Еще одна стена - международная. На ней изображены революционеры и борцы за права граждан своей страны.






Сложно себе представить, но уже в разгар демократии, в 1960-х годах, на дверях и окнах баров Лондона красовались такие надписи: "Не входить черным, собакам, ирландцам." Справа написано: "Белфаст 2010 - добро пожаловать всем" (насколько я помню, но смысл примерно такой). Сам рисунок - против расизма.










История Белфаста, все эти граффити, стены, грустные глаза нашего таксиста, рассказы об арестах, постоянной войне, убийстве соседей... люди сжигали дома друг друга, взрывали бомбы, уже не обращая внимание, кто в машине - католик или протестант, все это поразило меня до глубины души.




Уже вернувшись в Корк, мы спросили одного знакомого ирландца о том, хотел бы он, чтобы Северная Ирландия присоединилась к Республике. "Не обязательно. Нам тяжело с людьми из Северной Ирландии, сам я никогда не был в Белфасте, хотя 30 лет работал с Северной Ирландией. У них в крови эта война, борьба за свободу, как на Кубе - когда везде, все, даже водители автобусов говорят о революции. Мы не понимаем их, они - нас. Поэтому не нужно нам это объединение..."
И стало как-то грустно от того, что у них и правда это в крови, борьба за права, борьба за свободу. Они остались там, одни, против Великобритании, со сложным характером - вечно ищущие подвоха, ждущие выстрела в упор или бомбы и непонимаемые ирландцами с юга. Но так распорядилась история.
На сегодняшний день в Белфасте относительно спокойно, несмотря на вялотекущую деятельность так называемой Настоящей IRA. "Они просто не хотят мира" - сказал о них наш водитель. "Есть такие люди, которым нужна постоянная война. Мы против, все уже устали"

Tags: Белфаст, Великобритания, война, государство, история, планета Земля, репрессии, стрит-арт, фото
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments