elena_2004 (elena_2004) wrote,
elena_2004
elena_2004

Category:

Эпоха диктатора Салазара

Оригинал взят у wapkin в Эпоха диктатора Салазара
О вертикали власти.
"Я не верю в равенство, я верю в иерархию"(с)


О свободе и власти.
"Абсолютная власть может существовать, абсолютной свободы никогда не бывает"(с)

Об образовании
"Считаю создание широкой элиты более срочным делом, чем обучение всего населения чтению, ибо большие национальные проблемы должны решаться не народом, а элитой"(с)

О корпоративном государстве
"Мы против всех интернационализмов, против коммунизма, против профсоюзного вольнодумства, против всего, что ослабляет, разделяет, распускает семью, против классовой борьбы, против безродных и безбожников, против силы в качестве источника права. Мы против всех великих ересей нашего времени... Наша позиция является антипарламентской, антидемократической, антилиберальной и на её основе мы хотим построить корпоративное государство."(с)


Современно звучит и узнаваемо, не правда ли? Но сказано это достаточно давно, диктатором из прошлого столетия Анто́ниу ди Оливе́йра Салаза́ром (справка)

О, он был просвещенный диктор, и даже гуманный диктатор. Бывает в истории и такое, он терпеть не мог Гитлера, недолюбливал Муссолини, скептически относился к Франко, считал парвеню и демагогом Гитлера. Ему не по душе были партии, которые он разогнал, и создал нечто, что сейчас в России называется ОНФ, а тогда именовалось - "всенародное объединение" - "Национальный союз", основной программной целью которого было "создание атмосферы, благоприятной для реформ".
Салазар придумал и реализовал на практике  доктрину корпоративизма, камерный характер которого известен. Он был сторонником - экономической стабильности, и достаточно легко выводил страну из мировых кризисов, руководствуясь соображениями:
Первая идея - сбалансированность и бездефицитность бюджета. Вторая - рост производительности труда должен опережать рост заработной платы. Если производительность труда не растет - надо снижать заработную плату, иначе производство рухнет окончательно.

Издержками концепции корпоративизма, было то, что он всегда приводил к вождизму и фашизму, всегда и везде,  во всех «корпоративных» государствах был установлен режим «вождя» (Дольфус в Австрии, Муссолини в Италии, Салазар в Португалии, Франко в Испании, Улманис в Латвии и др.) либо «короля — объединителя нации» (Александр I Карагеоргиевич в Югославии, Кароль II в Румынии). Последним реликтом диктаторского корпоративизма в Европе был режим «чёрных полковников» в Греции. Принципы, подобные корпоративизму, нередко используют в своих доктринах латиноамериканские хунты или диктаторы-популисты (в частности, аргентинская хунта Х. Р. Виделы и др. конца 1970-начала 1980 гг.).

После победного окончания второй мировой войны союзники стали деликатно, но настойчиво требовать демократических преобразований, прежде всего - свободных выборов. Салазар согласился. Он обратился к "Национальному союзу" - его "партии власти" с призывом "заняться политикой" или, выражаясь современным языком, не надеяться на "административный ресурс" (замечу, что все равно не помогло).
Годы авторитаризма не прошли даром. Когда в 1958-м году на легальных президентских выборах кандидату, назначенному Салазаром, противостоял харизматический генерал Умберту Делгау (в прошлом ярый салазарист), Салазар предпочел отменить выборы, но не проиграть
Что касается экономического развития Португалии, то уровень жизни там был одним из самых низких в Европе. Была слабо развита медицина, и вследствие этого — очень высокая смертность, в том числе детская.
Через четыре года после смерти Салазара (1970) режим «Нового государства» пал в результате Революции гвоздик (1974).

Пародоксом гуманного диктатора Салазара стало уникальное явление - кафедократия, власть в руках ученых-профессоров. Господство кафедрократии породило интереснейший парадокс. Обычно в Европе "общественные" кафедры и факультеты - рассадники разного рода левых идеологий. А армии - традиционалистские, консервативные. При Салазаре все сложилось прямо противоположным образом. Университеты были оплотом католического традиционализма. Левые же идеи стали произрастать в части португальского офицерства.

Американский историк Пол Джонсон написал о конце салазаровской эпохи: "Он был единственным тираном, свергнутым таким опасным инструментом, как упавший шезлонг".
Но кафедрократия - уникальный эксперимент в мировой истории XX века - закончилась.
"Партия власти", оставшись без Салазара, быстро развалилась, не сумев "заняться политикой". Левые военные взяли власть в стране, быстро развалив все.
История "салазаровского проекта" поучительна не только уникальной (и, в конечном итоге, бесплодной) попыткой группы интеллектуалов подмять под себя труд и капитал, политические институты и церковь, саму историю в конце концов. Не только тем, что разумные экономические идеи захлебываются без того, что многие презрительно именуют "демократией".
Дело в том, что ставка исключительно на носителей интеллекта - всегда ложная ставка. Жизнь не осуществима вне многообразия. Многообразие, конечно, более опасно и непредсказуемо, но это все-таки жизнь. Безусловно талантливый человек, Салазар, сделав ставку только на интеллект, проиграл. Хотя имел все шансы на выигрыш.

дополнение:
Обильное цитирование по статье "Антониу ди Оливейра Салазар. Вся власть профессорам!" Валерия Островского, которую рекомендую прочитать полностью. Весь пост, компиляция из данной статьи, и в меньшей степени из иных источников, с минимумом отсебятины. Что бы потом не оправдываться за совпадения, которые следует считать случайными, а не происками Суркова творчески осмыслившим и освоившим идеологическое наследие Estado Novo
Tags: "Новое государство", Португалия, государство, история, политика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments