elena_2004 (elena_2004) wrote,
elena_2004
elena_2004

Categories:

Николас Гомес Давила "Схолии"

Оригинал взят у timur0 в Николас Гомес Давила "Схолии"
Книга триста вторая
Николас Гомес Давила "Схолии"
2013 г., 238 стр.
http://www.twirpx.com/file/1330812/
Признаюсь, что когда я впервые открыл ЖЖ gomez_davila, то подумал, что Nicolás Gómez Dávila это выдуманный сетевой персонаж. Решил кто-то выдумал себе маску, чтобы от ее имени писать афоризмы - "схолии". Почитал немного и понял - не, так не выдумаешь, это реальный человек, реальный мыслитель. Хотя да, черты виртуальной личности в нем присутствуют - ну ведь просто идеальный брюзга, не приемлющий современный мир! Вот навскидку:

Наша эпоха легче иных эпох производит то, для производства чего талант не требуется

Капитализм — вульгарное обличье современной души. Социализм — ее тошнотворное соответствие


Только глупая идея возбуждает сегодня настоящий энтузиазм

Уродливость современных лиц — явление этическое




Чтобы развязать крупные катастрофы сегодня не нужны великие амбиции, достаточно клубка мелких грехов

Современный человек оглушает себя музыкой, чтобы не слышать самого себя

Согласно современной догме, строгость, способность сказать «нет», скромность являются проявлениями идеологического насилия

Современное общество напоминает клубок животных в периоде течки

Сегодня есть множество книг, написанных талантливо; однако, ими невозможно дышать, поскольку они содержат в себе частицы подгнившей души

Современный мыслитель через лабиринт понятий ведет нас прямо в публичный дом

Современные свинские морды являются легко читаемыми криптонимами греха


Современность отвоевала человеку право блевать на публике

На протяжении двух последних столетий каждое последующее поколение смотрит с тоской на то, что предшествующему поколению казалось отталкивающим


Автор так думает, но это одновременно и маска - сам себя он называет "реакционером". Не надо путать это с "консерватором" - сегодня нечего консервировать, сохранять; его идеалы лежат в прошлом - в Европе VI-XII веков, в средневековье. Причем не в историческом прошлом, а в идеальном того времени - именно тогда устремления, чаяния были именно тем, что надо (при вполне ужасной реальности, этого он не отрицает). Схожую в чем-то позицию помнится занимал А.М. Панченко - во времена перестройки его спросили о его политических взглядах, на что он ответил, что он монархист, прекрасно понимающий, что монархия сейчас невозможна. Реакционер тоже, да.
Так кто же он, этот идеальный реакционер? Колумбийский отшельник Николас Гомес Давила родился в 1913 году, умер в 1994; происходил из богатой семьи, к тому же его отец прожил долго - это позволило практически сразу после его смерти передать семейный бизнес взрослым сыновьям Гомеса Давилы, так что ему можно сказать и не приходилось работать ради заработка. Он в совершенстве знал древнегреческий и латынь, несколько современных языков; всю жизнь провел за чтением книг - его личная библиотека насчитывает 30 000 томов (в полтора раза больше, чем у Умберто Эко, если верить Талебу). Писал для себя, общался с узким кругом друзей, которые и уговорили его на публикацию своих схолий. Что такое схолии? С одной стороны, вроде это афоризм, а с другой - они важны в совокупности. Сам Гомес Давила определял свой стиль как "философский пуантилизм", что заставляет вспомнить Ницше. Автор несомненно соотносил себя с ним, по крайней мере, Ницше был предметом его размышлений: "Несмотря на всю направленную на христианство агрессию, линия Ницше неясна. Ницше — это Савл, который сошел с ума по дороге в Дамаск".
Гомес Давила христианин, католик. При чем он католичнее самого папы римского - современной церкви от него достается на орехи, особенно за второй ватиканский собор. Впрочем, это их католические дела, оставим.
Книга - это опубликованные gomez_davila переводы избранных схолий Николаса Гомеса Давилы, причем это переводы с переводов - не с испанского оригинала, а с польского издания - автор сейчас популярен среди польских католиков. Переводить афоризмы, как и стихи, вообще сложно - тут же при двойном, а считая отбор, и тройном посредничестве - что вообще донести можно? Надеюсь, что-то можно.Я при чтении отмечал те схолии, которые хотел здесь привести. Сейчас стал выбирать - отметки на каждой странице, иногда по две-три штуки; прошел около трети книги и бросил - слишком много того, что хочется процитировать. Думал сначала как-то разбить по темам - вера, искусство, ... - но решил, что пусть уж будут вразнобой, как и в книге:

Невозможно напрямую говорить о том, что бесценно

Бог маскирует чудо так, как человек капкан


Гений оставляет свои труды не «человечеству», а подобному себе гению

Как в обществе, так и в душе после исчезновения иерархии начинают властвовать инстинкты

Цивилизованным обществом является то, в котором боль и удовольствие не единственные аргументы

В Бога уверовать не трудно; трудно поверить, что мы для Него имеем значение

Ставя перед собой «практические цели», мы заканчиваем тем, что идем под руку с ближним, которого не хотели бы коснуться и ногой.

То, что важно, не предоставляет о себе доказательств.

Настоящие произведения искусства взрываются в следующих эпохах, как снаряды, забытые на поле боя

Боги карают, лишая вещи значения

Когда прогрессивное духовенство завершит демонтаж Церкви, последняя из оставшихся в живых цивилизация умрет

Неверие — не грех, а наказание

Воспитание не является передачей готовых рецептов: оно есть трансляция неприязней и привязанностей

Художник не конкурирует с себе подобными. Он соревнуется со своим ангелом

Вера не является согласием принять определенные убеждения: это внезапная, неожиданная ясность, бросающая нас на колени

Чтение есть наркотик, от которого невозможно отделаться, поскольку еще более, чем от обыденности нашей жизни оно позволяет убежать от посредственности нашей души

Согласие человека с самим собой — наиболее точная дефиниция глупости

Каждое произведение искусства отвечает на вопрос, который до его рождения даже не возникал

Великое искусство литературы основано на пластичном представлении невыразимого

Легкость коммуникаций опошляет даже самое важное

Простота и непредсказуемость — вот секреты хорошей прозы

С порчей писателя множатся плохие книги, с порчей читателя погибают хорошие

Вера в Бога не есть вера в Бога: она является невозможностью не верить в Него

В области того, что действительно важно, не существует доказательств — только свидетельства

От проблем, которые нас порочат, нас предохраняют проблемы, которые нас тревожат

Психологическое устройство личности «без предрассудков» поразительно банально

В осеннюю пору культуры все жизненное сохраняется в ее наиболее сухих ветвях

Власть портит скорее того, кто к ней стремится, чем того, кто ею обладает

Греческая статуя унаследовала свою телесную полноту от эллинистического духа. Там, где верят исключительно в тело, доминирует жесткая геометрия

Верить прекращают не потому, что разнообразные формы критики христианства кажутся обоснованными. Это критика христианства начинает казаться обоснованной по мере утраты веры

Люди привыкли заселять только нижние этажи своих душ

Мы должны сомневаться в нашем вкусе, но верить должны — только ему

Между человеком и ничто распростерлась тень Бога

Единственным безнадежным поражением является глупость. Даже одержавшая победу

Единственный совет, который можно было бы дать начинающему писателю безоговорочно, это уничтожить все, что он написал под воздействие эмоций

Человечеству в его скитаниях не натирают ног только старые башмаки

История является не столько эволюцией человечества, сколько обзором различных аспектов человеческой природы

Атеист никогда не простит Богу его отсутствия

В течение нескольких веков «освобождение человека» заключается в позволении ему плебейского поведения

Дьявол одерживает окончательную победу там, где не оставляет по себе следов

Чувственность — наследство древнего мира. Общества, в которых греческий и римский следы стираются или исчезают, пронизаны исключительно сентиментализмом и сексуальностью

Свобода является правом на инакость. Равенство — его отрицанием

Прогрессом называется последовательность шагов к катастрофе

Постараемся не стать прямой противоположностью своих противников

Либерализм провозглашает право личности на оподление, при условии, что оно не помешает оподлению соседа

Не будем обманываться: дьявол в состоянии предоставить материальные богатства, которые он обещает

Единственным атрибутом, в обладании которым можно отказать человеку является божественность. Однако, кощунственная претензия на богоподобие проявляется в самом начале истории человеческого предназначения, человеческого естества

Христианству, преобразованному в учебник этических норм, противостоит католицизм, то есть — христианство как произведение искусства

Бог не является необходимостью отречения от всего, Он — есть уверенность в том что в конечном счете не будет разочарования

Когда исчезнет то, что читает современный человек, останется литература эпохи

Без религиозной рутины души отучаются от чувств изысканных и тонких

Старые правила риторики не прибавляют интеллектуальной экспрессии глупцу, который их использует, но портят речь человека умного, который ими пренебрегает

Самая заурядная копия становится оригиналом, когда мы не знаем оригиналов, с которых делались копии; оригинальность не является эстетической категорией

Два порочных круга искусства: когда никто не осмеливается быть оригинальными, и когда все стараются ими быть

Вера не является опытом, который нам нужно оберегать: она является опытом, от которого мы сами не способны уберечься

Тот, кто не передвигается среди произведений искусства как среди опасных зверей, просто не понимает, где он находится

Самые мудрые идеи являются результатом молниеносного переживания

На том основании, что есть цивилизованные люди, не стоит делать вывода о существовании цивилизованных народов

Тот, кто хотел бы знать, какие претензии можно было бы предъявить христианству, должен спросить нас. Претензии неверующего к христианству нелепы

Настоящий читатель хватается за текст, как жертва кораблекрушения за обломок корабля

Мышление — непрекращающийся диалог с неживыми собеседниками

Научное мышление чистит ум, но очищая его, оно многое стирает

Поэт или попадает точно в цель, или промахивается. В остальных областях искусства существует широкая шкала градаций, разделяющих поражение от успеха

Свободное действие является или бунтом, или послушанием. Человек демонстрирует при этом или сатанинскую гордыню, или покорность Творцу

История была бы более спокойной, когда ее наполняли бы только экономика и секс. Человек — весьма изобретательное животное

Приближающийся к тайне без соответствующего к тому позволения, рискует обнаружить на ее месте пустоту

В каждом языке количество эстетически значимых комбинаций исчерпывается за несколько столетий

Труд синтеза оставим Богу


Автор называет себя "реакционером" и это, как уже отмечалось, в какой-то степени маска. Как его можно определить, если эту маску отбросить? Полагаю, что наиболее адекватным будет "мудрец". Можно не принимать его мудрость, подвергать критике его смысложизненные установки - но вот то, что мы находимся на поле мудрости - не философии, не литературы (хотя и философии, и литературы - но в третью очередь) - это несомненно. Нечасто попадаются мудрецы, пусть даже и именующие себя реакционерами:

Реакционер имеет не только чутье, способное обнаружить абсурд, но и вкус, способный им насладиться

Читатель закрывает книгу реакционера менее огорченный и оскорбленный, чем при начале ее чтения.
Tags: Николас Гомес Давила, афоризмы, культура, общество, философия, церковь, человек
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments