elena_2004 (elena_2004) wrote,
elena_2004
elena_2004

Categories:

Карельская свадьба

Оригинал взят у mu_pankratov в Карелия.2
Зачал- http://mu-pankratov.livejournal.com/332983.html
Ну что ж, продолжим. Фото взяты из труда И. В. Оленева- "Карельский край и его будущее в связи с постройкой Мурманской железной дороги. 1918 год." Почитать целиком, можно тут- http://vk.com/doc21807673_352627264?hash=2433084d3f42719d63&dl=fb5206c6f878269178
Начну с самой интереснй подборки  из VII-ой главы. (к сожалению, хорошего качества не все фото, ну как грится- "чем богаты"!)
Там подробно описана карельская свадьба, причем очень удачно приводятся соответствующие места из Калевалы о причитаниях, утешении матерью невесты-дочери и т. п. Для более наглядного представления описания дано в книге 13 иллюстраций, изображающих разные моменты свадьбы. Что касается сожительства карел до церковного венчания (имеется ввиду- государственная господствующая церковь), то главная причина этого явления, – отдаленность карельских поселков от церквей, затруднительное сообщение вследствие общего в крае бездорожья и в принадлежности к Староверию. Очень многие ритуалы сохранились и нынче у старообрядцев.

Падивашка снимает покрывало с невесты и показывает лицо в доме жениха.




плакальщица


По возвращении невесты из бани брат наливает воду в умывальник и подаёт полотенце невесте.
Казалось бы- после бани и умываться... но раньше и у староверцев до сих пор, баня считается- поганым местом и после неё, нужно обмыться из "человеческой" посуды. Отсюда же и обычай выбрасывать посуду (или использовать для скота) если ей пользовался- не верный или поганый.


Мать плачет сидя на сундуке с приданным дочери .


Перед отправлением из отчего дома невеста перед свадьбой кланяется на все стороны света, прося у полей, лугов, садов и воздуха прощения за грехи.
Также прощались и с покойниками. У староверцев- кладутся три земных поклона.


невеста с плакальщицей, прощается с родственницей.


"Падивашка"(колдун) топором чертит круг на земле и шёпотом произносит заговор предохраняющий жениха и невесту от порчи.


Свадебная процессия: впереди "Патьвашка", за ним "дружка" со стороны жениха (несет хлеб), посередине, закрытая тканью, невеста.


-----
Важную роль в свадебном обряде всех этнических групп карел занимали религиозно-магические элементы, часто измененные позднейшими представлениями. Магические и символические действия сопровождали расставание невесты с родным домом (ро-дом), подругами, вступление в новый дом, семью. Основной целью магических обрядов являлась необходимость обеспечить благопо-лучие, материальный достаток новой семьи, чадородие. Для от-правления их, а также для проведения свадьбы приглашался че-ловек, хорошо знавший весь ритуал, владевший даром речи и обладавший отличной памятью, знакомый с колдовством. Таким лицом у собственно карел выступал патьвашка (pat’vaska) с его магическими атрибутами, главное место среди которых занимал ольховый посох (kozicendasauva — сватальная палка); а у южных карел — «тиедойника» (tiedoiniekka), т. е. знающий, или «клетникка» (kletnikka — люд. и частично с. к.).
Вторым обязательным действующим лицом, выступавшим со стороны невесты, являлась плачея (itkettaja — возбудительница плача). Наряду с основной задачей — причитыванием от лица не-весты, она должна от рукобитья до передачи невесты жениху выполнять роль «ворожеи, оберегающей молодых».
http://vedlozero.ru/knowledge/karelian-language/kassr/151-glava-5/1451-svadba.html



Tags: Карелия, Россия, история, обряды, староверы, старые фотографии, финно-угры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments