elena_2004 (elena_2004) wrote,
elena_2004
elena_2004

Categories:

Гениальный «глухой недоумок»...

Оригинал взят у kykolnik в Гениальный «глухой недоумок»...


О главном уже было. Здесь же, в дополнение,
более подробно о некоторых моментах жизни.


Большинство лемковских мастеров безымянны. Но для современного искусства имена двух лемков остаются знаковыми. Это Энди Уорхол (он же Андрей Варгола), и Епифаний Дровняк или просто Никифор (лемко по-матери).





21 мая 1895 года в курортном городке Крыница, расположенном у подножия Низких Бескидов, входящий в состав Австро-Венгрии, немая незамужняя русинка Евдокия Дровняк (односельчане звали её Евдоха или Аныха), родила сына. 25 мая церковь почитает святого Епифания, вот в честь него малыша и называли Епифаном. Чтоб приглядывал, значит...

Кто отец ребёнка - все в округе знали, но не говорили вслух. В то время всё местное население было занято в сфере обслуживания курорта, и Евдокия не была исключением. Она пробивалась случайными заработками. Осенью 1894 года её наняли для уборки и мытья полов на виллу «Три розы», где в это время отдыхал 45-летний художник пан Герымский. Вскоре окружающие заметили, что девушка беременна. Дело уладили традиционно - Аныху выгнали с работы, барин-живописец за 50 рейнских купил у молодого поваренка признание отцовства, а прислуге под угрозой увольнения было строго-настрого запрещено распространять сплетни.

Евдокия со своим незаконнорожденным сыном жила одиноко, обособленно, можно сказать, что в полной изоляции. Уходя на подённую работу, ребенка подвешивала в люльке под мостом — чтобы не загрызли собаки. В 1902 году она умерла, оставив 7-летнему сыну в наследство лемковский сундук «лада» с «сокровищами», и свою фотографию, которую он хранил всю жизнь.




тот самый сундук, хранящийся теперь в музее



Школьная наука мальчику давалась тяжело. Научившись писать печатными буквами, немного читать и считать, мальчик учебу бросил. А вот рисовать - грифелем на доске, со временем карандашом на клочках бумаги - нет.

Изгой общества, ставший странником, в конце концов, превратился в нищего, носящего на груди иллюстрированное письмо с просьбой о еде, деньгах, или куске холста для живописи в обмен на его «картинки»:
«Kochani Państwo! Меня зовут Никифор, "Матейко из Криницы". Я жил в печальном мире, как сирота, и долгое время никто не верил в мои картинки. Я сам учился искусству живописи. И только сейчас, когда уже, увы, поздно, все убедились, что я прав. Но рисунки мои всегда при мне останутся. А они отличаются от всех других, потому что они мои собственные. Пожалуйста, взгляните на их повнимательнее...»





Никифор с письмом в рамке



Соседка Никифора, Параска, рассказывала, как он в особо голодное время приходил к ней в надежде на тарелку похлёбки, и всегда её получал, расплачиваясь своими «иконками». Малообразованная женщина не понимала всей ценности такого «малярства», и образками, которые для неё были всего лишь обычной бумагой, растапливала печь. Никифор, сидя рядом, молча созерцал.




Krynicki Nikifor (Poland, 1895 - 1968) «Chrystus»



Дефектная речь препятствовала коммуникации, и постепенно все решили, что Никифор глухонемой. Приезжих предостерегали, чтобы те держались подальше и не покупали его картины, а дети кричали художнику в лицо: «глухой недоумок».

Позже, когда Никифор стал знаменитым, консилиум краковских психиатров признал его «умственно недоразвитым, с низким уровнем интеллектуальности». Почему природа, отобрав у почти неграмотного, умственно отсталого, с нарушениями речи человека одно, щедро одарила другим? Ученые считают, что в некоторых случаях, когда у умственно отсталых людей сильно поражено левое полушарие головного мозга, то правое, отвечающее за творческие способности, получает гиперразвитие.






Никифор никогда не имел своего собственного жилья. В 1945 году, переезжая в Советскую Украину, греко-католический священник Павел Гриняк оставил ему ключи от своего дома, где он и проживал до 1947 года. После этого несколько лет снимал жилье у Стефании Криницкой. Затем его приютил в своей мастерской молодой художник Мариан Влосинский. Но заветной мечтой художника был собственный дом, на строительство которого он сэкономил свыше 300 тысяч злотых. Но не случилось...

Последние восемь лет жизни были для Никифора как награда за все перенесенные страдания. В его жизни появился Мариан Влосинский (1923-2005), начинавший, как художник агитплакатов и транспарантов. Он учился рисовать у Никифора, затем бросил собственное творчество и полностью посвятил себя учителю. Лечил, кормил, мыл ему ноги, приучал не мочиться в рукомойник, и одновременно учился у него слышать картины. Жена Влосинского, опасаясь, что дети могут заразиться от Никифора туберкулезом, бросила мужа. Но Влосинский не сдался, оформил опеку над больным художником и не бросил его до самой смерти.




1962 год, Крыница


1962 год. Никифор (справа) и Мариан Влосинский на прогулке в Кринице



В 1960 году Мариан устроил в Государственном музее изобразительных искусств в Варшаве выставку Никифора, которую посещали многие ценители искусств, с важным видом обсуждая его работы. Никифор с непониманием взирал на толпу людей и когда с ним хотели коллективно сфотографироваться, тихонько ушёл, не попрощавшись, так и не поняв свалившейся на голову славы. Да и зачем она была ему, ненужный помпезный атрибут успешности?



Фотографии на которых Никифор/Епифаний запечатлён в период 1950-х - 1960-х годов:






1958 год






1962 год




1952 год










1954 год



Никифор давно был болен туберкулёзом: голод, нищета и скитания не прошли бесследно. Стараниями Мариана Влосинского Никифора поместили лечиться в санаторий в Фолюше. Там он рисовал меньше, так как врачи запретили пользоваться красками. Тогда Никифор стал рисовать карандашом черно-белые образы святых, храмы, себя то в епископской митре, то в окружении святых, то на поднебесном облачке, то возле церкви в праздничной богатой одежде. Эти монохромные образки он наклеивал на больничные оконные стекла, и они в лучах осеннего солнца, переливаясь карпатскими красками, становились будто цветные.



Krynicki Nikifor (Poland, 1895 - 1968) «Dwóch Świętych»



Но болезнь прогрессировала, и 10 октября 1968 года Епифаний Дровняк скончался. Одну из последних картин художник подписал «Святейший Никифор». Все накопления и имущество перешли к государству,а оставшиеся картины стали собственностью музея в городе Новый Санч.


Похоронили Никифора на Крыницком кладбище. Автором памятника
является другой лемко — Григорий Пецух (1923-2008), проживавший в Закопане.





Факты из жизни живописца:


• Очень часто, чтобы скрыть факт своей малограмотности, и повысить значимость работ, Никифор их подписывал словами с ошибками, часто не имеющими никакой связи с изображенным предметом.

• За Никифором почти всегда по пятам бегали крыницкие дворняги, любившие этого божьего человека.

• Он никогда не был женат, не имел романов с женщинами, но рисовал изысканную... порнографию

• В 60-е годы, когда творчество Никифора стало визитной карточкой «польского народного искусства», его начали подделывать. Чтобы положить этому конец, Никифор сам сделал себе пять печатей, но их все... украли. И теперь уже никто не знает, сколько работ ему в действительности принадлежит.









• в Словакии, в Бардиеве, где была большая лемковская колония, существовала школа, в которой учили художественному мастерству одаренных детей-сирот из лемковских семей. Возможно, там Никифор и получил образование. (К тому же, многие будто фантастические его рисунки очень напоминают Бардиев).

• Никифор в душе был не только художником, но и актером. Когда в последние годы жизни исповедовался перед священником, то признавался, что быть глупым, немощным, глухонемым выгодно... «а то еще зашлют под немецкую границу»

• При всей детской наивности, непосредственности своего мышления и творчества чувства юмора ему было не занимать:



Krynicki Nikifor (Poland, 1895 - 1968) «Fabryka dolarów/Фабрика по производству долларов»



• Есть зафиксированный польскими исследователями факт: когда началась антирелигиозная кампания, полицейские ходили по домам и выбрасывали иконы. Зайдя к Никифору, и увидев на стене иконы, сказали, чтобы к завтрашнему дню их не было. А на следующий день вместо святого Николая был... портрет Пилсудского в нимбе. Им ничего не оставалось, как промолчать.

• Самая большая легенда о нем - это утверждение, что якобы Никифор всю жизнь плыл по течению. Мало кто хочет признавать, что он человек чрезвычайной силы воли, который, постоянно поднимался, смотрел в небо и творил.

• Никифору очень нравилось рисовать железнодорожные станции (как существующие в природе, так и выдуманные). Примерно такие:




Krynicki Nikifor (Poland, 1895 - 1968) «Stacja kolejowa Jarosław»



• К некоторым темам он возвращался на протяжении всей жизни. Например, к «Пиру художников», так как считал, что художники всего мира садятся в трапезе Господней, потому что они лучше, чем другие люди. Лучше в том смысле, что они могут не только копировать мир, но и формировать его в соответствии со своими собственными волей и воображением.




Krynicki Nikifor (Poland, 1895 - 1968) «Uczniowie»



• Будучи уверенным в том, что он в другом мире найдет ту справедливость, что ускользала от него в этом, он часто изображал себя как епископа-мудреца, епископа-судью, осуждавшего на вечное проклятье тех, кто поступал с ним несправедливо.




Krynicki Nikifor (Poland, 1895 - 1968) «Self-Portrait in Three Forms»


Вещи Никифора:













Tags: Епифаний Дворняк, Польша, Украина, искусство, судьба, художник, человек
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment