В своей жизни он сменил две фамилии, два имени и два отчества:
- Мать расстреляли в 1943 году - как жену партизана. Нас со старшим братом Аликом определили к бабушке в Городокский район. Она умерла. Что было с нами дальше, неизвестно. Меня подобрали бойцы в окопе. А где Алик, не знаю до сих пор.Когда меня принимали в комсомол, дали отчество Иванович. А когда получил паспорт, стал Николаевичем. Хотя отца, потом уже узнал, звали Иваном. Солдаты, которые меня нашли, дали фамилию - Вольный. А в детдоме в ней уже изменили окончание. Имя детское мое было Вилик, возможно, это Владислав. В детдоме стал Владимиром.
- До 10 лет я не умел смеяться: повлияли война и сиротская доля. За 14 лет сменил три детдома в разных городах России. А в этих учреждениях - жесткая иерархия. Попадаешь в другой коллектив, и нужно драться. Появлялся сильный покровитель. Но ему мы отдавали свои редкие гостинцы, - вспоминает Владимир.
Однажды меня хотела усыновить семейная пара. А я подумал: "Опять это испытание - драться? Нет уж!". Я не представлял, что такое семья, не понимал, что меня могла ожидать совсем новая жизнь. Тогда эти люди предложили усыновление другому мальчику. И вот они выходят из кабинета. В руках у мальчика подарки. Идут, и все трое смеются. Как же я плакал, когда понял, какое счастье шло ко мне в руки...
После детдома Вольнов поступил в техническое училище в Угличе, потом работал механиком на маслодельном заводе. Отслужил в армии. Окончил Харьковский художественно-промышленный институт, факультет дизайна.Через областную газету в 1961 году нашел отца. Володя уже был юношей. И отец не мог сказать, сын это или нет - перед уходом в партизаны видел его совсем маленьким.
- Своим меня признал дед. Смотрел-смотрел и говорит: "Ты очень похож на Ивана, своего дядьку. Считаю, что ты - наш, но решай сам: родниться ли тебе с нами. Я подумал: раз принимают, то чего уж... Отец после войны снова женился, так у меня появилась новая семья. Жаль только, что Алика я не нашел...
----
В мастерской - два стола. За одним художник размышляет, за вторым - работает. К мольберту прикреплена записка: "Не стройте маленьких планов. Они не обладают волшебным свойством волновать кровь. Николай Рерих".
В творчестве Владимира Вольнова - много войны, трагедии, боли, раздумий. И много красивого, величаво соборного Витебска. Это главные темы его произведений.
Картину "Возвращение ангела" Владимир написал в 90-е годы в двух вариантах. На первой картине ангел устало бредет по безлюдной улице к храму, а на второй - за ним наблюдают люди.
- Это было время духовного подъема, возрождения. Я, как и много кто из витебской интеллигенции, состоял тогда в клубе любителей старины "Узгор'е". Мы были увлечены историей своего города и хотели возродить его культурный облик. Работали на раскопках храмов. Так, от Свято-Покровского собора на улице Ленина вывезли 50 машин мусора...
Нам казалось, что как только в город вернутся его храмы, люди изменятся, станут чище. Но этого не случилось, к сожалению. Сколько теперь храмов в Витебске! А люди пьют, матерятся… Строительство церквей не решает проблемы духовной деградации. Это мучительное дело каждого - каждый день строить храм в своей душе.
Художник признается: мастерская - это маленькая обитель его души, а Витебск - большая.
Вольнов трепетно относится не только к старым вещам, но и к старым деревьям, которые хотят спилить, старым домам, которые определяют под снос. Так появилась серия "Стертые черты лица", посвященная Витебску, которого уже нет. К примеру, там есть работа, где изображены три дома на площади Свободы, снесенные в 1986 году.
Читать полностью: http://news.tut.by/culture/433889.html