elena_2004 (elena_2004) wrote,
elena_2004
elena_2004

Раскол

Оригинал взят у well_p в Раскол
Сегодня мы с вами поговорим о Расколе, о его причинах и  истинной сущности. Поводом для написания поста послужил разговор с одним моим знакомым, который тоже интересуется историей. Так вот он мне как то задал очень интересный вопрос:"В чем собственно заключался сам Раскол? Какие религиозные различия и конфликты были у раскольников с государством и РПЦ?Потому, что он, сколько о Расколе не читал, так этого и не понял. Максимум, о чем упоминается в книгах, это мелкие расхождения в обрядах.Самым  большим яблоком раздоры был вопрос о том, сколькими перстами креститься.И собственно все. Но это же не повод, что бы уходить в леса и там строить скиты? А потом в этих скитах еще и поджигать себя."
Так вот все было на самом деле проще и гораздо прозаичнее, чем какие-то там религиозные различия.Бытие определило сознание народа и породило Раскол, а не какие-то там вопросы веры.
Есть такая очень хорошая книга:
Земство и расколь: выпуск первый. Афанасій Прокофьевич Щапов
В типографіи товарищества "Общественная Польза", 1862 - Всего страниц: 161.

Ее я и буду цитировать в этом посте.Очень уж там все хорошо написано.

Для начала я расскажу как собственно жило Московское государство до середины 17 века, до собственно Раскола.А была у нас демократия, насколько это было возможно в те годы, которая называлась земством. Цари выбирались на Совете всей Земли .О чем я уже когда то писал.Это был средневековый аналог парламента.Делегатов на который выбирали Советы городов и областей.Именно оттуда собственно и пошло это слово- Советы.В провинции же было полное самоуправление.Связь с центром осуществлялась в основном через выплату дани(налогами это еще было назвать нельзя) раз в год. Причем собирали ее сами же местные жители и потом с выборным человеком отвозили в Москву.Правопорядок осуществляли выборные  "шерифы", которые у нас назывались целовальники, о них я тоже как то уже писал.Судебная система была представлена  выборными судьями, которые всем имуществом отвечали за свои решения.В общем тогда у нас было относительно демократическое общество в плане  личных свобод и вольностей.
Только вот ни к чему хорошему это не привело.Смута начала 17 века, окончание которой мы празднуем 4 ноября,проистекала как раз из-за слишком слабой центральной власти.На местах все судили и рядили как хотели и в результате это все привело к гражданской войне и как следствие вмешательству в наши дела соседних государств.С этим надо было как то заканчивать.Вот как об этом было написано в концепции нового учебника истории:
Царь Алексей Михайлович Тишайший. Укрепление самодержавия и оформление абсолютизма. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов.
А вот как об этом написано в книге,что я привел выше:







Конец демократии на Руси.И как следствие наметился, как написано в книге, разлад и Раскол.А потом и бунты пошли.



 Кстати, они как то мало отражены в исторической литературе.А ведь по сути там была такая небольшая гражданская война.Ну вот сами почитайте статью в Советской исторической  Энциклопедии.
Но бунты подавили и вроде бы все обошлось.Но как из следствие возник Раскол.






Как видите религиозной подоплеки тут практически не было.Да в общем то и не могло быть. Приведу еще одну очень показательную цитату.




Ну как тут говорить о каком религиозном расколе, когда простой народ сути христианского то учения толком не знал? Вы вообще в курсе, что Библия вошла в русской общество ( да и в европейское тоже) по существу только в начале 19 века? Причем при очень большом старании и прямом финансировании этого дела со стороны властей.До этого даже большая часть дворянства Библию просто не читало.В частности из-за не знания языков. Да и особо не стремилось.Да, вот такой у нас был народ-богоборец.
Религия в самом Расколе была глубокого вторична и всего лишь отражала внешние  различия между раскольниками и властью, но ни как не саму суть Раскола.Которая состояла в резком урезании личных свобод и вольностей населения( и дворян в том числе) и полной централизации власти в государстве.
Было ли это неизбежно? Думаю да. Иначе  наше государство просто бы исчезло с карты мира. Как исчезло соседнее Великое Княжество Литовское, в котором как раз прежняя демократия осталась.Да и раздел Польши в 17-18 веках произошел как раз по этим причинам.А вот мы выжили и более того, стали Империей.Заплатив за это конечно очень большую цену. Но иначе в истории не бывает. И Раскол тут служит напоминаем об этой цене.
Tags: Россия, государство, история, общество, политика, старообрядцы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments