elena_2004 (elena_2004) wrote,
elena_2004
elena_2004

Гардкоуты против речных пиратов на Волге.

Оригинал взят у apotapov777 в Гардкоуты против речных пиратов на Волге.
"Понизовая" волжская вольница была известна своими разбоями. Борьба с ней с переменным успехом велась весь 18 век. Император Павел 1 решил покончить с этим положением дел. Для борьбы с разбойниками на Волгу в 1797 году отправился полк из 500 уральских казаков, под командованием майора М. Назарова. Одна половина полка несла службу на левом берегу, другая – на правом. 20 июня 1797 г. император издал именной указ Адмиралтейской коллегии о боевом патрулировании по Волге. Для этой цели монарх повелевал построить в Казани «девять легких гребных военных судов, на которых была бы одна пушка и несколько фальконетов, снабдя их артиллерию, равно мор-скими командами, сколько на них будет потребно, которые там и будут навсегда оставаться, три из оных будут занимать дистанцию от Царицына до Астрахани, три от Казани до Царицына, и три от Казани вверх по Волге кои и будут называться гардкоты реки Волги, и стараться истреблять немедленно, буде же открылись каковыя разбойническия лодки почему и приступить по сему к исполнению». Название произошло от французских canoniers gardes–cotes, французских команд береговой охраны. Уже в следующем 1798 году астраханский губернатор И. С. Захаров сообщил императору, что «находящие-ся во вверенной ему губернии гардкоуты, разъезжая два лета по Волге, нигде не повстречали и не слыхали никаких разбойнических или подозрительных партий».
"Гардкоуты" были переведены в Казань. 22 марта 1800 г., по просьбе саратовского губернатора В. С. Ланского, в его подчинении было разрешено оставить два гардкоута. 16 декабря 1804 года Александр I, приказал увеличить число лодок до 12. 2 октября 1829 г. Николай I утвердил «Положение», в соответствии с кото-рым «для охранения купеческих судов, плавающих по Волге и впадающих в нее рекам: Оке, Суре, Каме и Вятке» создавалась «особая команда» - 2-й полубатальон 9-го (впоследствии 7-го) военно-рабочего батальона . В состав полубатальона вошли 4, 5 и 6 роты, а также две роты 8-го Ластового экипажа Балтийского флота «в полном числе чинов». Новое военное образование со штабом в Казани, полу-чившее с 1838 г. название Гардкоутного экипажа, находилось в подчинении III округа Главного управления путей сообщения. Общая численность формирования достигала 336 человек.
Однако экипажи гардкоутов иногда состояли из не совсем уровновешанных и дисциплинированнх людей. Так, летом 1851 г. в Саратове случилось чрезвычайное происшествие. Унтер-офицер 3-й роты Семен Подисков, давно злоупотреблявший чрезмерным употреблением горячительных напитков, был разжалован в рядовые. Узнав о приказе, Подисков в отчаянии «са-мовольно отлучился с гордкота, стоявшего у берега, в свою квартиру и напился пьяным». Лишь после полуночи сослуживцы привели его на корабль. Здесь он «с бритвою в руках, мгновенно выхваченною из рукава шинели, бросился на коман-дующего гардкотом прапорщика Матвеева, который, однако, предупреждённый благовременно об этом нападении, успел избежать опасности. Неуспев в этом на-мерении, Подисков тою же бритвою нанёс себе по горлу восемь ран, но не умерт-вил себя, быв удержан от того нижними чинами и связан; причём порезал рядово-му Веденикову большой палец на левой руке. В это же время он произносил к прапорщику Матвееву дерзкие слова, выражающие насмешку». Когда на следую-щий день Подискова вывели из внутреннего помещения для отвода в полицию, он бросился с лодки в воду, но был спасён от утопления своими сослуживцами. Ау-диториат Главного управления путей сообщения постановил наказать Подискова шпицрутенами, прогнав два раза через строй в 500 чел. и, лишив всех прав со-стояния, отправить на каторжные работы в рудники Тобольской губернии на 12 лет.
Часто экипажи гардкоутов пытались взымать мзду с плавающих по Волге судов. Как вспоминали братья А. Т. и З. Т. Чеботаревы, - одни из крупнейших саратовских дельцов отрасли , «гардкотчики», известные под простым народным названием «шлюпка», … производили над лодочниками-краснорыболовами всякие неприличные вымогательства и насилия; крючками ловленных осетров и стерлядей отнимали самоуправно в свою пользу». Над пытавшимися сопротивляться «учиняли дикую расправу, вязали руки рыболовам на-зади и жестоко наказывали, давая от 50-ти до 200 ударов розгами без всякого суда и следствия, и никто не осмеливался приносить на гардкотчиков жалоб» . Как пи-сал А. Н. Минх: «Гардкоутный экипаж, или как их звал народ, «гарготы», придирался к судохозяевам и требовал паспорта рабочих, а как большая часть их были беспаспортные, то явились лихоимство, волокиты и задержки в полиции». Часто во время своих разъездов «экипаж останавливался у какого- нибудь кабака, напивался пьян, палил из пушек, учинял в деревнях всякаго рода безобразия» . «Бывали случаи, - писал самарский историк П. А. Преображенский, - что экипаж входил в сделки с разбойниками и выговаривал от них только неприкосновенность казенных судов. Но и тут случались недоразумения: «вы бы хоть казенного-то не трогали», упрекают власти, «а чёрт вас там разберет, отвечают молодцы, которые казенные, которые нет: ставьте знаки» … И стали ставить на мачтах маленький красный флаг, а на носу судна государственный герб».
Несмотря на уверения, что "разбойников" экипажам речной охраны увидеть не удалось, в 1847 в районе Жигулевских гор было ограблено сразу девять кораблей.
20 декабря 1856 г. был издан указ императора «учреждённые … для крейсерства на Волге Гардкоутный экипаж и Гардкоуты в течение 1857 года упразднить».
По - И. Н. Плешаков. Гардкоуты в Саратовском Поволжье:Из истории речной стражи XVIII – первой половины XIX вв.
Tags: Россия, государство, история, пираты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments