elena_2004 (elena_2004) wrote,
elena_2004
elena_2004

Categories:

ОПЕРАЦИЯ "ДЕСПИНА" - I. НЕВЕСТА ГОСУДАРЯ

Оригинал взят у roman_rostovcev в ОПЕРАЦИЯ "ДЕСПИНА" - I. НЕВЕСТА ГОСУДАРЯ
Софья Палеолог, невеста и будущая вторая жена Ивана Третьего, относилась к самой титулованной православной знати, и на династической лестнице стояла несоизмеримо выше своего московского супруга. София была внучкой одного византийского императора и племянницей другого – то есть Мануила и Константина Палеологов соответственно. Её отец, Фома Палеолог  был деспотом Мореи, княжества на Пелопоннесе, и братом императора Константина IX Драгаша.

Софья-царевна
Но были и нюансы. Ни Константин Драгаш, ни Фома Палеолог уже не правили своими землями. Изрубленное тело Константина было с трудом, по красным сафьяновым сапогам, опознано взявшими Константинополь турками. После падения Константинополя титулы византийских императоров носили самые разные знатные фамилии, но Софья к ним никакого отношения не имела, да и правили Константинополем именно победоносные турки-османы, как, впрочем, и Мореей. Фома Палеолог из своего удела сумел убежать и умер в Риме задолго до свадьбы, всю оставшуюся жизнь проведя в роли папского приживалы.

Достаточно сомнительным было и православие Софьи.  При рождении её крестили в православии во имя святой Зои, а Софией она стала уже в Риме, видимо по принятию католического исповедания. Во всяком случае её отец Фома, перед смертью крестился заново, католиком.

Чистота крови и вероисповедания невесты в более подробном рассмотрении в любом случае были сомнительны. Матерью Софии была итальянка из рода генуэзских правителей Ахайи, скорее всего купеческого сословия, то есть просто торгашка.  В любом случае полу-гречанка, полу-итальянка Зоя-София была униаткой, так как Палеологи уже давно заключили с папой Римским соглашение о соединении церквей, Москвой не признаваемое. В каком вероисповедании воспитывала дочь католичка Катарина Дзаккария или наставлял сторонник унии Фома Палеолог? Скорее всего ей объяснили, что она обязана имитировать обряды и догматы той или иной веры в зависимости от конкретных жизненных обстоятельств. По крайней мере именно этому завету Софья следовала всю жизнь.

Остановимся на фамилии Дзаккария. Очевидно её происхождение от вполне определенного семитского имени, то есть ветхозаветного пророка Захарии («Господь вспомнил» на иврите). Да уж не еврейкой ли была София, по крайней мере с материнской стороны? Не исключено и это… В любом случае религиозные предрассудки и смешные крестьянские верования, будь то греческие, итальянские или московитские были Софье одинаково чужды – иначе вряд ли она бы смогла легко и непринужденно придерживаться и тех, и других и третьих.

Не смею ставить под сомнение непорочность княжеской невесты, хотя для ренессансной итальянки сохранение пресловутой девственности не означало скромности в ни помыслах, ни  в образе жизни: Рим того времени мог обучить девицу самым разным способам распутства. Не будем лишний раз злословить, отметим лишь, что два потенциальных  жениха отказались от чести связать свою жизнь с Софьей – король Кипра Жак де Лузиньян и местный князь Карачолло.

Итак, свершилось! 12 ноября 1472 года, под звон колоколов в Москву прибыл роскошный «поезд» невесты и будущей второй жены великого князя Ивана Васильевича, по счету династии Калиты – Ивана Третьего, Софии Фоминичны Палеолог.
Tags: Византия, Европа, Россия, государство, история, политика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment