elena_2004 (elena_2004) wrote,
elena_2004
elena_2004

Category:

Память предков

«Дзяды», Радуница, «родительские субботы»… У белорусов хватает дней, когда принято особым образом поминать умерших: ходить на кладбища или выполнять специальные ритуалы дома. Весной, именно для уборки на могилах родных после зимы, на государственном уровне установлен выходной. Приезжие этому факту сильно удивляются.
Культ предков — одна из самых ярких черт белорусской традиционной культуры. По крайней мере, бытует именно такое мнение.
Владимир Овсейчик, глубоко изучавший вопрос, говорит, что культ предков характерен для многих народов, поэтому говорить о какой-то уникальности белорусов в этом плане неоправданно. В то же время сами традиции, бытующие на наших землях, вызывают у исследователей большой интерес.
— Ученые, и не только белорусские, отмечают, что на территории Беларуси традиции, связанные с культом предков, наиболее яркие и консервативные. Есть такие поминальные обряды, о которых еще исследователи ХІХ века писали как о почти исчезнувших явлениях, но в этнографических экспедициях нам удается фиксировать их и сейчас. У нас живы поминальные традиции, характерные для древности других народов. Скажем, то, что исчезло в Западной Европе в восемнадцатом веке, у нас продолжало существовать и в первой половине двадцатого, а иногда проявляется и в наше время.
Деды — народная традиция, которая хорошо характеризует именно белорусскую культуру. Что же конкретно вкладывается в термин «Дзяды»?
Дедами белорусы издавна называли умерших предков. Причем слово использовалось для обозначения почивших независимо от их пола и возраста. После смерти и девушка, и юноша, и ребенок старше года, и почтенный старик переходят в общую категорию предков.
— Слово «Деды» имеет несколько значений. Оно обозначает умерших предков, а также сам праздник, в котором центральное место занимает трапеза. В некоторых местностях именно трапеза называется Деды. Деды также — день, в который, по преданию, умершие предки приходят на поминальный ужин к своим родным — в дом, где они жили. Для Дедов обязательно оставляли отдельное место за столом, им отливали питье, для них откладывали еду, чтобы души умерших пришли и напитались, — объясняет Владимир Овсейчик. — Деды обычно отмечались во второй половине дня, вечером. И в народной традиции этот день четко отграничивался от дней, связанных с посещением кладбищ. «Дзяды — гэта ж дома», — говорят старики. Хотя и в научной литературе, да и среди сельского населения под этим термином нередко понимают все поминальные дни.
Владимир Овсейчик добавляет: хоть в обществе сегодня под этим словом подразумевается именно осенний день поминовения, еще в народе отмечаются «масленичные» Деды, «троицкие», «радуницкие», «вербные». В некоторых регионах Деды отмечали до шести раз в год.
Читать полностью: http://news.tut.by/society/470864.html
Tags: Беларусь, культура, обряды, общество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments