elena_2004 (elena_2004) wrote,
elena_2004
elena_2004

Categories:

Иван Фёдоров

http://sosedi-vn.ru/avtorskie-kolonki/alla-zhukova/5536-14-marta-1564-goda-450-let-nazad-ivan-fedorov-napechatal-svoj-znamenityij-apostol.html
14 марта 1564 г. повелением Ивана Грозного и благословением митрополита всея Руси Макария вышла первая русская точно датированная книга – «Апостол». Диакон Иоанн Федоров с Петром Мстиславцем вошли в историю как русские первопечатники.
До наших дней не сохранилось документов, проливающих свет на истинное происхождение Ивана Федорова. Лишь приблизительно можно назвать дату его рождения — около 1510 года. Имя его в разных источниках называется по-разному: Иван Федоров, Иван Москвитин, Иван Федорович (Ходорович, Хведорович). На его надгробной плите высечено «Иван Федорович», поэтому ряд исследователей полагает, что именно так и звали этого человека, а Федоров — московский вариант произношения его имени.
На основе геральдических знаков, которыми пользовался печатник, ученые приходят к заключению, что он происходил из белорусского шляхетского рода Рагоза. Белорусские исследователи высказывают мнение, что Иван Федоров-Федорович был родом из села Петковичи, что на границе современных Минской и Брестской областей.
Из архивных документов известно, что некий «Johannes Theodori Moscus» учился в 1529—1532 годах в Краковском университете и в 1532 году получил там степень бакалавра; возможно, речь идет об Иване Федорове. Это же имя встречается в списках студентов немецких учебных заведений той поры.
Независимо от того, где именно учился Иван Федоров, несомненно, он имел тесные связи с просвещенными людьми Европы, владел несколькими языками — греческим, латинским, польским, при этом отлично разбирался в тонкостях церковнославянской грамматики, прекрасно знал не только издательское, но и артиллерийское дело — отливал пушки, изобрел многоствольную мортиру с взаимозаменяемыми частями.
Существует предположение, что печатник Петр Мстиславец, товарищ и напарник Ивана Федорова и также выходец из Белоруссии, был учеником белорусского просветителя и основателя восточнославянского книгопечатания Франциска Скорины (1490—1551). Характерно, что свою издательскую деятельность в Вильнюсе Франциск Скорина тоже начинал с «Апостола».
В 1550—1560 годах Иван Федоров служил дьяконом церкви Николая Чудотворца Гостунского в Московском Кремле. Именно в это время в Москве начинаются первые эксперименты по организации книгопечатного дела. В сохранившихся документах, относящихся к 1556 году, упоминается «мастер печатных книг», «печатный мастер» Маруша Нефедьев, состоявший при царском дворе, которому Иван IV давал поручение привезти из Новгорода еще одного мастера, Васюка Никифорова. В это же время в Москве было отпечатано несколько «анонимных» книг, которые не имели выходных данных и не указывали, кто отвечал за их выпуск.

Свою издательскую деятельность Федоров начал в 1563 году вместе с Петром Мстиславцем. Знаменитый «Апостол», вышедший 1 марта 1564 года, - это первое письменное свидетельство о начале русского книгопечатания. Наличие авторских предисловий и послесловий, написанных живым разговорным языком от имени печатника, - отличительная особенность книг Федорова.
В послесловии к «Апостолу» сообщается, что эта книга издана для «украшения» новых храмов, построенных в Москве и особенно в Казани и ее окрестностях, присоединенных в 1552 г. к Московскому государству. Новые церкви требовалось обеспечивать богослужебными книгами, однако, как свидетельствуют авторы предисловия, старые рукописные книги содержали множество ошибок и неточностей, поэтому Иван IV решил организовать на казенные средства типографию, в которой бы книги не только печатались, но и предварительно тщательно выверялись и редактировались.
Что представляет собой книга, с которой началась история русского книгопечатания? Она состоит из 6 ненумерованных и 262 нумерованных листов, формат страниц составляет 285 х 193 мм, отпечатана книга в два цвета. Специально для нее Иван Федоров и Петр Мстиславец разработали и отлили шрифт на базе московского полуустава. Отлитые шрифты прекрасно читаются, заставки, концовки, заглавные буквицы отличаются удивительной тонкостью работы. Все они сопровождаются издательским знаком самого первопечатника – инициалами «И.Ф.». В художественно-техническом отношении книга выполнена безукоризненно. Бесспорно, что и Федоров и Мстиславец к этому времени были уже опытными мастерами, в совершенстве владевшими всеми тонкостями типографского искусства.

С первого взгляда книга поражает необыкновенной красотой оформления. В издании много иллюстраций. Страницы «Апостола» украшены 46 заставками, отпечатанными с 20 досок. При этом мастера успешно разрешили трудности, связанные с двухцветной печатью: во многих старопечатных книгах присутствует смещение красок, но в «Апостоле» краски положены с поразительной точностью. Считается, что Иван Федоров использовал здесь новый способ двухкрасочной печати с одной печатной формы в два приема.

При создании «Апостола» Иван Федоров проявил себя и как замечательный мастер книжной гравюры. Он самолично снабдил свой «Апостол» заставками, буквицами и большой гравюрой апостола Луки. Причем фигура апостола значительно отличается от принятых в то время московской традицией изображений человеческого облика. Эта фигура объемна - изображение приближается к реалистическому.
«Апостол» был напечатан очень большим по тем временам тиражом — от 1000 до 1500 экз. Из них до наших дней сохранилось не менее 47 книг (по другим данным — около 60).
После «Апостола» двумя изданиями (в сентябре и октябре 1565 года) вышел «Часовник». Но в начале следующего года печатники внезапно покинули Москву. Впоследствии, уже работая во Львове, Иван Федоров в послесловии к львовскому «Апостолу» обстоятельно изложил причины, побудившие его и Петра Мстиславца уехать из Москвы: их типографская деятельность прекратилась из-за «великих преследований от многих начальников и священноначальников и учителей злонравных, ненаученных и неискусных в разуме людей, которые ни в грамматических тонкостях навыка не имеют и духовным разумом не наделены», и переписчиков, не желающих терять заработок.

Уехав в Литву, Федоров и Мстиславец организовали типографию в Заблудове, имении гетмана Ходкевича, известного мецената и просветителя. Здесь они выпустили «Евангелие учительное» — свое последнее совместное издание. После 1569 года многолетнее содружество печатников прервалось. Мстиславец уехал из Заблудова. Федоров в 1570 году еще отпечатал у Ходкевича «Псалтырь» с «Часословцем», но в 1572 году перебрался во Львов. Здесь при помощи украинских мещан из Львовского братства при Успенской церкви Свято - Онуфриевского монастыря ему удалось организовать новую типографию. Обитель преподобного Онуфрия Великого была основана еще при галицко-волынских князьях в XIII в. и заново отстроена в камне в XVI столетии знаменитым ревнителем Православия и борцом с Брестской унией князем Константином Константиновичем Острожским. В этой обители и была размещена типография, в которой Иоанн Федоров в 1574 г. повторно отпечатал свой знаменитый «Апостол».

Львовский 264-страничный «Апостол» Ивана Федорова увидел свет через 10 лет после московского - 15 февраля 1574 года. Он стал первой в Украине точно датированной печатной книгой. Шрифт и часть заставок в ней были заимствованы из московского «Апостола», но концовки и узорные инициалы были изготовлены заново. Кроме гравюры с изображением евангелиста Луки, повторяющей с некоторыми изменениями гравюру московского издания, во львовском «Апостоле» помещены еще две иллюстрации: родовой герб гетмана Ходкевича и сложная композиция из замысловато сплетенных ветвей, на фоне которых симметрично расположены герб города Львова и типографский знак Ивана Федорова — герб рода Рагоза. Но самое важное отличие львовского «Апостола» от московского издания — это 9-страничное послесловие, написанное Иваном Федоровым и озаглавленное как «Настоящая повесть показывает, откуда началась и как создавалась эта печатня».
Предполагают, что львовский «Апостол» был напечатан в количестве 1000—1200 экз. К сегодняшнему дню сохранилось лишь 85 книг.

В типографии при Успенской церкви Свято - Онуфриевского монастыря печатались богослужебные и богословские книги, которые были так нужны в это время на западно-русских землях, отторгнутых Польшей и подвергавшихся невероятному натиску католиков. Книги оказали огромную поддержку галицким русинам, отстаивавшим свою православную веру от униатских происков.

5 декабря 1583 года Иван Федоров скончался. Его похоронили на кладбище Онуфриевского монастыря. На могиле установили надгробную плиту с типографским знаком первопечатника и лаконичной надписью: «Друкарь книг, пред тем невиданных» и не постеснялись указать в надписи на памятнике, что издатель первых на западно-русских землях книг был родом «москвитин».
После Брестской унии 1596 года жизнь православных в Речи Посполитой превратилась в нескончаемое гонение от католических властей. Во Львове православные защищались от навязываемой им унии более столетия. Лишь к началу XVIII в. принудили сломленную Галицию признать власть папы Римского. В Онуфриевском монастыре водворились ревностные насадители католицизма — монахи-базилиане, которые стали хозяевами монастырской типографии. Надгробие Ивана Федорова было перенесено внутрь храма и вмуровано в пол неподалеку от входа. Место захоронения было потеряно, хотя среди прихожан храма сохранялось воспоминание о том, что погребли Ивана Федорова к северо-востоку от монастырской башни-звонницы.

В 1903 году, при перестройке Онуфриевского храма, предпринятой базилианами, надгробная плита погибла — ее замуровали в стену. К счастью, ее успели обмерить, зарисовать и сфотографировать приезжавшие из России представители Императорской археологической комиссии. Была даже сделана гипсовая копия.
В начале XX в. реформированное греко-католическим митрополитом Андреем Шептицким униатство активизировало свою деятельность. С подачи австрийских властей греко-католическая церковь Галиции становится вдохновительницей движения украинских националистов. В эти годы была уничтожена надгробная плита сына первопечатника — Ивана Ивановича Федорова, — также погребенного в Онуфриевском монастыре.

При Советской власти Онуфриевская церковь была закрыта вместе с базилианским монастырем. Однако ее объявили памятником архитектуры и даже отреставрировали. В храме был открыт музей первопечатника Ивана Федорова, где экспонировались уникальные старопечатные книги: знаменитые «Апостолы» — московской и львовской печати, Острожская Библия и другие раритеты. Тогда же примерно на том месте, где некогда был погребен первопечатник, была вновь положена надгробная плита, воссозданная по фотографии. Рядом с ней была воздвигнута многофигурная скульптурная композиция, изображавшая диакона Иоанна и его учеников — Петра Мстиславца и Андроника Невежу. А вблизи от Успенской церкви, рядом с которой стояло несохранившееся здание первой львовской типографии Иоанна Федорова, великому первопечатнику в 1977 году поставили памятник.

Во времена «перестройки» как ни просили православные верующие возвратить им знаменитую в истории Галицкого Православия обитель, власти решили передать храм греко-католикам. Музею было предписано покинуть церковные стены. Коллекциям был нанесен серьезный урон. Восстановленная в советское время могила первопечатника была уничтожена уже во второй раз. Пропала надгробная плита, исчез из монастыря и памятник Иоанну Федорову. В ходе «благоустройства» базилианского монастыря в 1990-е годы погибли почти все древние захоронения. В течение нескольких недель с поруганного погоста Онуфриевской обители самосвалами вывозили землю, перемешанную с костями. На месте православного кладбища Онуфриевского монастыря появились цветники. Но и этого показалось мало ревнителям антимосковской брани. На исходе 1997 года городские власти Львова приняли решение демонтировать памятник Ивану Федорову близ Успенской церкви. К счастью, благодаря протестам русской общественности этот акт вандализма не удалось совершить.
Хочется надеяться, что память о подлинных героях украинской истории будет возрождена и имя великого первопечатника диакона Иоанна Феодорова вновь займет в ней достойное место.
По материалам сайта Седмица.Ru
Tags: Беларусь, Иван Федоров, Петр Мстиславец, Россия, Украина, Франциск Скорина, история, книга, культура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments