elena_2004 (elena_2004) wrote,
elena_2004
elena_2004

Category:

«Баловни судьбы»: выкресты на государевой службе в России в первой половине XVIII века

http://www.jcrelations.net/.4215.0.html?L=7
В середине XVII века в результате русско-польских войн на территории Московского государства оказывались военнопленные, в т.ч. и евреи. Несмотря на то, что законодательно по окончании военных действий пленным разрешено было при желании вновь вернуться в Речь Посполитую[8], некоторое количество евреев (об их численности судить довольно сложно), крестившись, остались в Московском государстве.
Среди таких пленных оказался и Шая Сапсаев, отец будущего вице-канцлера, барона Петра Павловича Шафирова. Фигура Шаи Сапсаева заслуживает отдельного внимания. На протяжении более ста лет в различных работах, посвященных Шафировым, встречаются разные варианты его имени. Так, в статье о П.П. Шафирове в Еврейской энциклопедии некий еврей Шафира (в крещении Павел) фигурирует как дед, а не как отец барона Шафирова, его отцом же называется некий Павел Павлович Шафиров[9]. В то же время, современный исследователь С.Дудаков приводит более близкий вариант имени – Шая Шафир. Похожую версию имени приводит и историк петровской администрации Д.О. Серов, среди прочего цитируя слова современника барона Шафирова, В. Татищева: «доктор Данила фон Гаден[10] имел близкого свойственника Шашу, польского жида, которого, крестя, болярин Богдан Матвеевич Хитрой и, свободя его из холопства, написал в посад, и оной сидел в завязочном ряду... И от сих обеих произошли фамилии Фонгадановых и Шафировых»[11]. Однако проверить существовала ли в действительности какая-то связь между Даниилом фон Гаденом и евреем Шаей Сапсаевым, бывшим холопом боярина Б.Хитрово, не представляется возможным.
Вместе с тем, тот факт, что отец Петра Павловича Шафирова действительно, будучи плененным, попал в холопство, вполне вероятен, поскольку плен в исследуемый период действительно являлся одним из источников холопства. По освобождении из холопства Шая, крещеный к тому времени в имя Павел, занимался торговлей, а кроме того владел несколькими иностранными языками, – что, по словам историка Саула Гинзбурга, было неудивительным для евреев Речи Посполитой, среди которых все чаще, начиная с XVI в., начали встречаться евреи, интересовавшиеся иностранными языками и даже получившие образование за границей[12]. Однако версия о том, что сам Павел Шафиров находился на службе в Посольском приказе, не подтверждается.

Как отмечает Д.О. Серов, в этом случае Петру Павловичу стоило бы открыто заявить о заслугах своего отца, поскольку служба в Посольском приказе в XVII-XVIII вв. была довольно престижной, а «статус правительственных переводчиков был исключительно высок»[13]; кроме того, его имя не встречается в списках приказа. Тем более легендарной оказывается версия о личном знакомстве царя Петра Алексеевича с молодым Петром Шафировым в лавке другого крещеного еврея Григория Евреинова. Очевидно, Петр Шафиров попал на службу в Посольский приказ более традиционным способом – его нанял думный дьяк Андрей Виниус в 1694 г.[14] А сам П.П. Шафиров в письме императору от 22 октября 1722 г. сообщает: «имею честь я уже 32 года у дел и 25 лет в милостивом вашего величества собственном знатии быти»[15]. Из чего можно заключить, что крайне привлекательная, в силу своей неординарности, версия знакомства будущего выдающегося государственного деятеля с царем оказывается несостоятельной.
Основным видом деятельности на службе в Посольском приказе у Петра Шафирова стал перевод календарей с голландского и немецкого языков на русский. Надо заметить, что занятие это требовало не только познаний непосредственно в области языка, но и творческого подхода, поскольку в таких календарях нередко содержалась весьма разнообразная информация из разных отраслей знания (например, астрономии или географии)[16]. Когда же в 1697 г. «Великое посольство» отправилось в Западную Европу, в числе его участников оказался и Шафиров. В этот период он тесно общается с государем Петром Алексеевичем, путешествовавшим инкогнито; по словам иностранца, очевидца событий, «Петр окружен совершенно простым народом; в числе его перекрещенец еврей и корабельный мастер, которые с ним кушают за одним столом»[17].

С этого момента начинается взлет в карьере сына крещеного еврея на государственной службе. По возвращении в Россию Петр Шафиров начал принимать активное участие во внешнеполитических делах страны: участвовал в создании антишведской коалиции, затем в переговорах о заключении союза с поляками. Впоследствии на этом поприще Шафирову удавалось добиться серьезных успехов: за свои заслуги он удостоился чина действительного тайного советника, в 1710 г. стал бароном, занимал должность вице-канцлера. Важно заметить при этом, что само звание барона не вызывало среди русской аристократии особого уважения (исключение составляли бароны прибалтийские); по мнению Ю.М. Лотмана, русский барон являлся, как правило, финансистом, «а финансовая служба не считалась истинно дворянской[18]». В этом смысле звание барона для Шафирова было вполне уместным, если учесть его происхождение.

Деятельность Шафирова не ограничивалась внешней политикой. В круг его интересов также входили торговля и промышленность. Вместе с двумя другими сподвижниками Петра, Ф.М. Апраксиным и П.А. Толстым, Шафиров организовал текстильную мануфактуру, которая пользовалась значительной государственной поддержкой[19]. Согласно выданной грамоте, владельцы этой мануфактуры имели исключительное право на изготовление целого ряда дорогих тканей, освобождались от торговых пошлин и податей. Впоследствии мануфактура была перепродана купцу М.Г. Евреинову, также выходцу из еврейской семьи, принявшей крещение, а потом переселившейся в Россию еще в XVII в.[20] Но коммерческая деятельность Петра Павловича не ограничивалась лишь текстильным производством: он также участвовал в строительстве зеркального завода, а совместно с Александром Меншиковым владел прибыльными промыслами по добыче моржового, китового и трескового жира (ворвани) на Белом море, в котором, как отмечает С.Гинзбург, также участвовал и вышеупомянутый Г.Евреинов[21].

Однако в январе 1723 г. П.П. Шафиров по доносу был обвинен в казнокрадстве и предан уголовному суду, приговорен к лишению всего имущества и смертной казни[22]. Примечательно, что и на суде была озвучена версия о происхождении Петра Павловича Шафирова. Как сообщает биограф Шафирова А. Терещенко, на процессе Г.Г. Скорняков-Писарев «в протестах своих коснулся самаго происхождения обоих Шафировых[23], говоря, что они жидовской породы, холопьи дети, и имеют в Орше родственника еврея»[24]. Исследователи биографии Шафирова выдвигают различные причины обвинений в его адрес. Так, С. Гинзбург полагает, что обвинения А.Д. Меншикова (а именно он стал инициатором конфликта) были основаны на его личной неприязни к Шафирову, и одной из основных причин неприязни выступает сокрытие еврейского происхождения последнего[25]. С. Дудаков склонен считать, что в основе конфликта Шафирова и Меншикова лежали более глубокие причины. П.П. Шафирову, отцу пяти дочерей, удалось выдать их всех за представителей старой русской аристократии, чьи родословные вели к Рюриковичам и Гедиминовичам; сам же Меншиков, не отличавшийся знатным происхождением, не мог похвастать столь значительными родственными связями. Отсюда, как полагает Дудаков, конфликт Меншикова и Шафирова можно рассматривать как «столкновение новой знати со старой»[26], использующее еврейское происхождение лишь в качестве пункта обвинения.

Смертная казнь была заменена Шафирову ссылкой в Сибирь, откуда он вернулся в 1725 г., а затем был назначен президентом Коммерц-коллегии и сенатором. Умер Петр Павлович в 1739 г.

Отдельного внимания заслуживают родственники Петра Павловича Шафирова. В первую очередь его жена – Анна Степановна Копьева и ее отец Степан Копьев. Согласно переписной книге от 1684 г., жителями Новомещанской слободы в Москве были и евреи, очевидно крещеные. Среди них – будущий тесть Петра Павловича Шафирова – Степан Копьев, уроженец польской Дубровны, прежде служитель у боярина Семена Ивановича Заборовского. На момент переписи у него уже был сын Данилко (перепись указывала лишь детей мужского пола)[27]. Таким образом, женой П.П. Шафирова стала его соплеменница – дочь крещеного еврея.

Родственниками Шафировым приходились и Веселовские. Известно, что один из Веселовских оказывал услуги русской армии при взятии Смоленска в 1654 г., после чего вся семья крестилась и осталась на русской территории. Основатель рода Павел Веселовский был женат на Марии Николаевне Аршеневской, тоже дочери крещеного еврея, приходившейся родственницей Шафировым[28]. Традиционно принято говорить лишь об одном из сыновей Павла Веселовского, Абраме, известном нам, поскольку он оказался участником нескольких событий, попавших в поле зрение как еврейских, так и русских историков. Если верить версии С. Дудакова, Абрам Веселовский воспитывался в доме своего дяди Петра Павловича Шафирова. Впоследствии он стал личным секретарем Петра I, его адъютантом во время Полтавской битвы, а в 1715 г. был назначен резидентом в Вене. Также как и его родственник, Абрам Веселовский владел несколькими языками и обладал незаурядными дипломатическими способностями, чем и снискал расположение государя. В 1716-1717 гг. он участвовал в розыске царевича Алексея Павловича.

Находясь в Вене, Веселовский занимался подбором специалистов для работы в России и всячески рекомендовал царю Петру Алексеевичу еврейских врачей: «Евреи всегда отличались своими познаниями в медицинской науке, и только благодаря еврейским врачам возможно было успешно бороться со многими лютыми болезнями, между прочим и с лепрой[29]». Царский ответ на эту реплику нам уже известен: Петр написал, что ему безразлично вероисповедание специалиста, важны лишь его профессиональные навыки[30].

В рамках нашего исследования важно упомянуть еще о двух братьях Веселовских – Исааке и Федоре (возможно, они были братьями-близнецами). Оба они получили образование в немецкой школе в период с 1703 по 1706 гг. и после службы в Посольском приказе в качестве переводчиков с немецкого и латинского языков, были отправлены в Европу на дипломатическую службу: Исаак – в Данию и затем в Пруссию, а Федор – в Англию[31]. Впоследствии Федор Веселовский был церемониймейстером двора (с 1743 г.), а с 1760 г. – куратором Московского университета; в 1761 г. он стал кавалером ордена Александра Невского. Исаак Веселовский в 1741 г. был произведен в действительные статские советники, с 1745 г. он уже тайный советник, а в 1746 г., так же, как и его брат, награжден орденом Александра Невского. Их старший брат, Абрам Веселовский, по иронии судьбы оказавшийся более известным потомкам, уже в 1719 г. был отозван из Вены, но не вернулся в Россию, а попросил убежища в Англии; получив отказ английского парламента, он проживал в Швейцарии, очевидно, до конца своей жизни.

Во многих работах еврейских историков встречается также имя некоего Петра Вульфа, якобы также бывшего крещеным евреем. Сведений об этом человеке, к сожалению, крайне мало. Известно, что он вместе с П.П. Шафировым принимал участие в Великом посольстве 1697–1698 гг. в качестве переводчика, однако там он фигурирует как «немец выучивший русский язык»[32], – так же как и Шафиров, служивший в Посольском приказе. Основанием для идентификации его как крещеного еврея стало следующее высказывание: «До табели о рангах, титул тайнаго советника означал чело-века близкаго к государю, а не третию степень отличия; есть тому многие примеры: военачальникам, министрам и посланникам всегда приписывался оный; и незначущие люди, бывшие при Петре I, так были именованы: камердинер его Петр Вульф, жидовскаго происхождения, быв гвардии офицером, пожалован в тайные советники, а потом в камергеры, что доказывается патентом за государевой рукою ему данным и хранящимся у его потомства»[33]. К числу лиц еврейского происхождения, занимавших высокие посты, также относят и почт-директора барона Ф. Аша[34]. Однако здесь требуется более детальное биографическое исследование, как и в случае с Петром Вульфом.

До этого момента речь шла лишь о потомках ашкеназских евреев (об этом можно судить по их происхождению и именам). Однако именно при Петре I в России появляются представители и другой этнокультурной группы евреев – сефарды.


Tags: Польша, Россия, государство, история, судьба, человек
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments