elena_2004 (elena_2004) wrote,
elena_2004
elena_2004

Category:

СЫН ПЕТРА I - АКАДЕМИК ЛОМОНОСОВ?

http://www.liveinternet.ru/users/2197176/post66330131/
Жизнь Ломоносова на Курострове

В ревизской сказке за 1719 год по деревне Мишанинской значится: «Лука Леонтьевич сын Ломоносов, сын его Иван, внук его Никита. Василий Дорофеев сын Ломоносов, Михайло». Почему не написали, как подобает по понятиям того времени, — Василий Дорофеев сын Ломоносов, сын его Михайло?
Но в переписи за 1722 год говорится: «Василий Дорофеев сын Ломоносов 42 лет, сын Михайло 11 лет». То есть Василий уже полноправный из рода Ломоносовых, но о Михаиле пишется просто «сын», а не «его сын Михайло», как надлежало бы.
В ревизской сказке за 1745 год запись гласит: «Лука Леонтьев, Иван и Никита умре. Василий Дорофеев утонул». Напротив Михаила сделана запись: «Отпущен в 730 году для работы в разные городы, который потом не вернулся».
Обычно в ревизской сказке переписывались живые и наличные люди мужского пола. Несмотря на то, что Василий Ломоносов с семейством жил с 1723 года в деревне Денисовке, его включили по деревне Мишанинской, причем как утонувшего вместе с вымершим родом Ломоносовых и оставшимся в живых одним Михайлом, не вернувшимся на родину. Это было, конечно, не случайно.
С рождением Михайлы стала поступать земельная, материальная и денежная помощь от казны. Василий Ломоносов получил земли больше всех.
В декабре 1722 года Мишу Ломоносова увезли в школу на Выг вместе с его двоюродным братом Петрушей Корельским, который был сыном сестры Елены Ивановны — матери Ломоносова.
Василий Ломоносов был против посылки Михайла в школу, но ослушаться не мог, было повеление свыше.
Михайло Ломоносов пребывал в школе у старообрядцев. А в это время умирает его мать. Надо полагать, Петр I был извещен о смерти своей бывшей любушки. Не стало единственной свидетельницы греха царя. Чтобы окончательно отсечь поползновения староверов спекулировать незаконнорожденным сыном, он 7 мая 1724 года коронует Екатерину I, закрепив этим актом право престолонаследования.
Уже на смертном одре Петр I поведал Феофа/у Прокоповичу о своем грехе. И, по преданию старцев, он повелел изъять Михайлу из школы старообрядцев и наказал Феофану: «Обучи, владыка, его в московских школах и приобщи его к сану священника или государственного служащего, на что он будет способен».
На второй или третий день Покрова 1730 года Михайлу Ломоносова скрытно увезли в Сийский монастырь, чтобы затем доставить в Москву на учебу.
Почему Феофан Прокопович такое длительное время не мог осуществить повеление Петра I об обучении Михайлы в московских школах? В период царствования Екатерины I и Петра II, старообрядцы подспудно набирали силу, но с воцарением Анны Иоаннов-ны эту силу удалось ослабить. К тому же еще были живы сводники Елены Ивановны с Петром I.

Скитания Ломоносова

Весной 1730 года в Москве у главы Синода Феофана Прокоповича побывал архиерей Холмогорско-Важский Варнава. Судьба Михаилы Ломоносова, надо полагать, обговаривалась не вскользь.

Для мирской власти уход Ломоносова оформляется как отпуск в разные города. Сам Михайло на допросе в Синоде показал первично, что ушел из дома в первых числах октября 1730 года. Глава Синода Феофан заставил Ломоносова исправить уход из дома на декабрь. Он знал, что паспорт Михаиле был выдан в декабре, уход из дома должен совпасть со временем выдачи паспорта при проверке в Холмогорах.

В феврале Михайло был зачислен в ученики школы при Заиконоспасском монастыре в Москве за счет монастыря. Это было сделано по особому повелению Феофана. Ведь кто-то поручался относительно его сословия. К тому же прибывший холмогорец был слишком великовозрастным.

Настоятеля монастыря Германа Копцевича Феофан убрал подалее от Москвы и Петербурга, дабы он не разгласил тайну. Казалось бы, Феофан мог бы успокоиться — свидетели были нейтрализованы, но тут опять подняли голову старообрядцы.

Выведав, что сам глава Синода занимается судьбой Михайлы Ломоносова, староверы попытались извлечь выгоду и разнесли слух, что Ломоносов не тот, за кого себя выдает.

Эти слухи дошли до Прокоповича. Глава Синода, чтобы пресечь это, заставил Ломоносова написать заявление, из которого следовало, что «отец у него города Холмогор, церкви Введения пресвятая Богородицы поп Василий Дорофеев, и что он жил всегда при отце, в драгуны, в солдаты и работники ее Императорского Величества не записан, в плотниках, в посылке не был, от переписчиков написан действительно отца сын и в оклад не положен».

И в конце Ломоносов просил зачислить его священником в экспедицию Кириллова, отправлявшуюся в Киргиз-Кайсацкие степи. Заявление датировано 4 сентября 1734 года.

Оформив дознание, Феофан Прокопович объявил сыск на Ломоносова из Синода, а чтобы не возник сыск на него из Сената, он отослал Михаилу в Киево-Могилянскую академию. Сыск закончился. Показания подтвердились. Все равно, кроме того, что его отец не поп, а крестьянин-помор, независимый и довольно состоятельный. Эту неправду комиссия Синода ему простила, конечно, не без участия самого Феофана Прокоповича. Ломоносов вновь прибыл в Москву, в Спасскую школу. А старейшине старообрядцев Феофан объявил, что они напрасно стремятся заполучить послабление к ним со стороны официального православия за счет шантажа его, главы Синода, личностью Михайлы Ломоносова.

Синод вскоре переехал в Петербург, и тогда же Ломоносов в числе 12 человек был направлен в Петербургскую академию.

Феофан добился, чтобы Михайло Ломоносов был направлен а числе трех студентов для обучения за границей наукам и горному делу. Так Феофан Прокопович отсекал возможность староверам шантажировать его.

Императрица Елизавета и Михайло Ломоносов

В 1736 году тайный покровитель Михаилы Феофан Прокопович умер. Предчувствуя приближение смерти, глава Синода призвал дочь Петра I Елизавету и поведал ей тайну отца.

Огласка о Михаиле Ломоносове, что он есть незаконнорожденный сын Петра I, Елизавете была нежелательна, она приняла контрмеры для задержания Ломоносова за границей.

6 июля 1740 года в Марбурге Ломоносов женился на дочери местного пивовара Христине Цильх.

Верные Елизавете люди делали все, чтобы до срока он не выехал на родину. Осенью 1740 года Елизавете донесли, что жена Ломоносова забеременела. Немцы, располагая свидетельством одного остзейского капитана, могли воспользоваться новым обстоятельством и попытаться посадить на российский трон если не будущего ребенка — наполовину немца, то Ломоносова. Оставлять за границей единокровного брата было больше нельзя, и Елизавета приняла меры.

23 февраля академик Шумахер выслал для нужд Ломоносова по переезду на родину 100 рублей золотом. А 8 июля
1741 года Михайло Ломоносов вернулся морем в Петербург, где ему предоставили занятия в Академии.

Елизавета взошла на престол 25 ноября 1741 года. Тут же из-за границы вызван отрок Карл Петрович Ульрих, нареченный Петром III.

Не забыла императрица в заботах первых месяцев своего царствования и родного своего брата. С 1 января 1742 года Ломоносов был произведен в адъютанты Академии по физическому классу с содержанием 360 рублей в год. Это были большие деньги.

25 июля Елизавета подписала Сенатский Указ о производстве Михайлы Ломоносова в профессоры Академии. Это тоже свидетельствовало об участии Елизаветы в судьбе Ломоносова.

1 марта 1753 года по указу императрицы Ломоносову были присвоены права дворянства. В Копорском уезде ему отвели 9000 десятин земли и 212 душ крепостных крестьян.

Между тем борьба за обладание российским троном не утихала. Прямо или косвенно Ломоносова тоже пытались втянуть в эту борьбу, хотя он об этом и не догадывался...

Ломоносов не ведал подоплеки всех дворцовых интриг. Его заботой была слава отечественной науки. О том свидетельствует и переписка с графом И. И. Шуваловым, который с благословения Екатерины II вел негласный надзор за Ломоносовым. Однако опасность, исходившую из дворцовых кругов, Ломоносов, конечно,чуял.

4 апреля 1765 года Ломоносов скончался.. Он умер в собственном доме, не оставив продолжения рода по мужской
линии. Его дочь Елена вышла замуж за киевского священнослужителя Константинова, ее жизнь продолжалась с 1749 по 1772 год.

История происхождения и жизни М. В. Ломоносова передавалась из поколения в поколение в роду Корельских. «Я это предание получил в наследство в ранней юности и никогда не забывал его, обогащая более полувека своими исследованиями», — уверяет Василий Корельский.
Tags: Россия, государство, история, старообрядцы, человек
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments