elena_2004 (elena_2004) wrote,
elena_2004
elena_2004

Тезисы о днепровском казачестве

Оригинал взят у macbushin в Лоялистское 2


Тезисы о днепровском казачестве

1.В XIV-XV столетиях население на северо-западной окраине Дикого Поля (в Поросье и Посулье) никуда не исчезало. Могли меняться его численность, состав и этнонимы (бродники, торчины, севрюки, мамаи). Неизменным оставалась этническая основа - приспособление к ландшафтам речных долин лесо-степной и степной зон и полувоенный быт фронтира. Языковой (славяноязычие или тюркоязычие) вопрос на повестке дня вообще не стоял. Религиозный возникал ситуативно.
2.Слово «козак» впервые зафиксировано в латино-персидско-кипчакском Codex Cumanicus (вероятнее всего, создан в Кафе, где была францисканская миссионерская школа, в 80-е годы XIII века). Достаточно широко использовался в мусульманских источниках XIV-XV столетий в качестве обозначения вольных наёмников, людей, покинувших свои улусы, охранников караванов и степных разбойников. Причем, надо полагать, это всё ипостаси одних и тех же людей. Как говорится: «не мы такие, жизнь такая». В 1492 году впервые упоминаются казаки-христиане (черкасцы), в гирле Днепра ограбившие турецкий корабль.

3.То, что вольных людей, в конце концов, прибило к христианскому берегу, вероятнее всего объясняется перипетиями Большой Политики. В конце XV века крымский хан совершает несколько массированных военных экспедиций против Великого княжества Литовского (самая известная – разгром Киева в 1482 году). Крым в это время борется с Большой Ордой и в обмен на поддержку Великого княжества Московского Менгли-Герай I оказывает Ивану III услугу. Но аппетит приходит во время еды и после установления турецкого протектората над ханством политический интерес сменяется интересом чиста экономическим, а ясырь становится основой ВВП.

4.Одно дело – молодецкие забавы в степи, пускай и сопряженные с определенным риском для жизни. И совсем другое, когда ты, а еще существеннее – твоя семья, становятся объектом целенаправленной охоты. В таких условиях выживший во время крымских нашествий вольный люд потянулся под крылышко пограничных старост Великого княжества Литовского. Тем более, что они всерьез озаботились прикрытием южных рубежей и начали нанимать казачьи ватаги. Так, центральное место в деле превращения казачества в профессиональную военную силу в первой половине XVI века принадлежит старосте каневскому и черкасскому Евстафию Ивановичу Дашковичу, под чьим знаменем собиралось до трех тысяч казаков. На польском участке степного пограничья пальма первенства в деле привлечения казаков принадлежит барскому старосте Бернарду Претвичу.

5. Впрочем, до середины XVI века слово «козак» все еще продолжает быть обозначением способа жизни, а не социального статуса. Причем, способа жизни не очень престижного. Однако, в «козакование» все больше и больше втягивается военно-служилый люд пограничных замков (а иного там практически не было), так называемые «конные слуги» или «панцирные бояре». Да и земьяне, паны и даже князья не считают для себя зазорным пошукать в Поле хліба козацького.

6.Крутейший поворот в развитии казачества происходит во второй половине 60-х годов XVI века. А еще точнее между принятием Второго Литовского Статута 1566 года и Люблинской унией 1569 года. По Второму Литовскому Статуту шляхтичи получили право на свободное отчуждение и продажу земельных владений независимо от их происхождения. По Люблинской унии значительная часть панцирных бояр не получила шляхетских прав, перейдя в разряд мещан.

В результате была подорвана экономическая база обороны пограничья, земельные «выслуги» или «службы» превратились в товар, мелкая шляхта стремительно разорялась, земли скупались магнатами. Лишенные средств к существованию, профессиональные военные массово пошли в козаки, а степные добытчики стали осознавать себя «лыцарством».

7 Собственно, именно здесь и лежит водораздел между эволюцией днепровского, донского и волжского казачеств. Возникнув в сходных (с определенными нюансами) условиях, их развитие пошло разными путями. Волжское казачество так и не вышло из «подросткового» состояния, оставшись совокупностью банд ватаг и не оформившись в Войско. Днепровское казачество стремительно эволюционировало в военно-служилое сословие на службе Речи Посполитой, первым структурировалось в качестве Войска, ввязалось в борьбу за привилегированный статус с шляхтой и, в конце концов, создало собственную государственность. Донское казачество доросло до структуры Войска и вошло в состав Российского царства в качестве военно-служилого сословия. Причем, развитие донского казачества (точнее, его наиболее «продвинутой» – низовой – части) находилось под явственным влиянием казачества днепровского. Терское и яицкое казачества и по генезису и по времени оформления в Войска можно трактовать, как казачества третьего эшелона. Кстати, ни донское, ни яицкое, ни терское, ни, тем более, волжское казачества лыцарской идеологии так и не выработали. Да, перед ними, хотя бы в силу географических причин, такой задачи никогда и не могло стоять.

8.Осознав проблему с южной границей, правительство Речи Посполитой принялось ее решать. В результате, в 1568-1582 годах правовыми актами Сигизмунда II Августа и Стефана Батория казачество было превращено в полупривилегированное военное сословие. Кстати, из нанятых во время Ливонской войны казачьих контингентов возникла и прошла боевое крещение знаменитая, воспетая Генриком Сенкевичем, запорожская пехота. Считается, что именно тогда и именно в Прибалтике козаки сменили луки на мушкеты.

9.Однако, организовавшись и вооружившись по последнему слову техники, казачество тут же стало головной болью Речи Посполитой в ее отношениях с Османской империей и Крымским ханством. Потому, что традиционные казачьи шалости в виде прогулок в Молдавию, на татарские шляхи Заднепровья и пиратские рейды на Черном море вышли на новый качественный уровень. А отделаться, как раньше, фразами о том, что казаки – дикие люди дети гор и никакого начальства над собой не признают, уже не удавалось. Дошло до того, что в 1583 году пришлось казнить 30 казаков во главе с королевским уполномоченным Янчи Бегером за нападение на турецкую крепость Бендеры. В 1589 году татарские чамбулы дошли до Львова и приподнесено это нашествие было, как месть за казачьи проделки.

10. К внешнеполитической головной боли Речи Посполитой добавился и внутриполитический геморрой. В 1591 году белоцерковский староста князь Януш Острожский силой (как это было заведено у князей руських) присоединил к своим необъятным владениям небольшое имение Рокитное. Проблема же заключалась в том, что дело происходило не на Волыни, где Острожский был царь и бог, а на Украине. Обиженного же шляхтича звали Кшиштоф Косинский и был он старшим Войска Запорожского. А вы разве не знали, что все предводители «казацко-крестьянских восстаний» (как с советских времен принято именовать эти события) были шляхтичами?

С тех пор так оно и пошло.

To be continued
To go back

Tags: ВКЛ, Польша, Россия, Украина, война, государство, история, казаки, экономика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments