elena_2004 (elena_2004) wrote,
elena_2004
elena_2004

Category:

Историк Андрей Виноградов рассказывает о первых надписях на крымско-готском языке

полностью http://sevhistory.ru/page/zagadka-krymskih-gotov

— С крымско-готским языком странная история, ведь было только одно и довольно сомнительное доказательство, что он в принципе существовал? Да и были ли сами крымские готы?

— Крымские готы наверняка были. В археологических раскопках из Крыма вещи, которые мы атрибутируем как готские, встречаются. Правда, надо сказать, только в ранневизантийское время, до конца VI века — до очередной волны этнических изменений, в результате которой на Боспоре появляются тюрки. Готы, обжившись в Крыму, начинают смешиваться с местным населением, которое тоже уже было достаточно смешанным, это был такой плавильный котел. Ведь Крым — естественный тупик, кто приходит туда, выйти обычно не может. Так вот, после этого — тишина. Характерно, что в источнике из сердца крымской Готии, житии IX века архиепископа Иоанна Готского, слово «готы» употребляется один раз, да и то в значении «страна готов», то есть, в нем действуют уже не готы, а некие жители этой страны, которые говорят непонятно на каком языке.

— Искать остатки готской культуры в современном Крыму уж совсем не имеет смысла?

— Боюсь, нет. В конце XVIII века, при Екатерине, когда началась очередная война с Турцией, встал вопрос о безопасности христианского населения в Крыму. И императрица предложила всем христианам переселиться в Мариуполь. Собственно, название он получил от крымской деревни Мариамполь под Бахчисараем. Уехали не все, но через два, три поколения оставшиеся христиане были ассимилированы в основном тюркоязычным мусульманским населением. Готская епархия [Константинопольского патриархата] формально существовала до этого же времени, до конца XVIII века. Возможно, пока была епархия, какая-то идентичность сохранялась, просто никак не фиксировалась. Но я думаю, что, даже если они до этого момента дожили, с переселением все это ушло. Известны деревни горного Крыма, которые сохраняются на одном месте зачастую с XIII века, а иногда и раньше — например, в Качинской долине. Но во время второй мировой войны там укрывались партизаны, и все было полностью выжжено немцами. Возможно, сохранились какие-то пещерные сооружения — может быть, там мы еще найдем какие-то специфически готские постройки. Хотя, если честно, я в это не верю — мне кажется, все кто живут в горах, одинаково приспосабливаются к этим условиям.

— То есть после седьмого века крымские готы практически растворяются. И вдруг, через тысячу лет появляется свидетельство существования их языка.


— Да, происходит странная история. В XVI веке посланник австрийского императора де Бусбек встречает в Стамбуле двух людей из горного Крыма. Один из них называет себя готом, имеет вид германца, блондина с голубыми глазами, но уже не говорит по-готски, а другой говорит, что он грек, но что он понимает по-готски. История эта такая удивительная, что многие подозревали, что-либо это подлог (но это маловероятно), либо что Бусбек ошибся и принял за готов каких-то других германцев. А [архиепископ Станислав] Сестранцевич-Богуш в XVIII веке даже подозревал, что это были евреи, которые говорили на идиш. Но в XX веке филологи-германисты довольно четко доказали, что те слова, которые де Бусбек записал, —а он записал несколько десятков слов, несколько фраз и одну песенку, про которую, впрочем, нет единого мнения — то ли она действительно на готском, то ли какая-то тюркская, — так вот, что эти слова действительно готские, а не германские вообще.

— А каким был сам готский язык мы хорошо знаем?

— Практически все, что мы знаем о готском языке, — это перевод на него Библии, сделанный епископом Вульфилой в IV веке. Он сохранился не полностью — большая часть Нового завета, небольшая часть Ветхого. В Италии до сих пор находят иногда какие-то листочки. Недавно — это еще не опубликованная находка — нашли редкий не библейский текст. Это какое-то поучение, составленное из библейских фраз. Есть еще купчая на готском языке, но основной массив — это все-таки Библия. Так что готский мы представляем себе по Библии. А крымско-готский — практически только по списку Бусбека. Кроме него есть разве что несколько имен, которые всплывали в Крыму, но они тоже вызывают вопросы. Вот, например, в XIV веке всплывает хорошее германское имя Хвитан, этимология его прозрачна («белый»). Но в готском языке оно к этому времени уже должно было звучать по-другому — словом, и здесь загадка. Есть два-три имени, но никаких внятных топонимов нет. Сложилось мнение, что, раз у нас нет никаких свидетельств о готском кроме того, что кто-то там разговаривал на нем в XVI веке, это означает, что язык был не письменный, а разговорный, а все богослужение и вообще культурная жизнь были на греческом. Епархия, которая там была, подчинялась константинопольскому патриарху, то есть это православная греческая периферия.
— И вот эти загадочные крымские готы становятся в XX веке предметом не только академического интереса, но и политического.

— Да, причем не просто предметом политического интереса, но и ее заложником — в первую очередь из-за [дружественных] отношений Советского союза и Германии перед второй мировой войной. В 30-е годы был запущен так называемый Готский проект во главе с Федором Шмитом, русским немцем, начались активные раскопки, был организован Музей пещерных городов в Бахчисарае (нынешний Бахчисарайский музей-заповедник), пошли публикации. Потом, еще до войны, отношения испортились, и все готское стало сомнительным, проект закрыли, кого-то арестовали, и про готов с тех пор долгое время речи не было.

Однако немцы про них помнили, и во время войны «Аненербе» («Немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков» — оккультно-идеологическая организация Третьего рейха — прим. «Медузы») устроило экспедицию с целью поиска крымских готов. Вообще крымские готы были давним немецким мифом, а в эпоху нацизма он стал еще и идеологическим дополнением для захвата южной Украины и Крыма. Типа, здесь жили в древности наши предки готы, поэтому мы тоже хотим здесь обосноваться. Неважно, что готы не были предками германцев — если уж они были чьими-то предками, то испанцев, итальянцев. Один немец, который во время войны был еще ребенком, рассказывал мне, что его отец, провожая старшего сына на фронт, говорил ему: вот, ты поедешь на Украину, так что постарайся попасть в Крым и подыщи там местечко, где мы после войны поселимся. У немцев существовало представление о Крыме как о каком-то рае на земле, это, видимо, предание, идущее от немецких колонистов, которые поселись в Крыму еще в конце XVIII — начале XIX века, была идея переименовать Севастополь в Теодорихсхафен, то есть «гавань Теодориха» (Теодорих Великий — король остготов, 451-526 н. э. — прим. «Медузы»), а Симферополь в Готенбург, «готскую крепость». И даже был проект, правда, скорее личный проект Гитлера, против которого все возражали, — заселить южными тирольцами горный Крым, потому что они после Первой мировой войны попали в Италию и там страдали под итальянцами.

— Но найти ничего в сущности не удалось?

— Да, ничего «Аненербе» не нашло, немцы долго в Крыму не продержались, и вся эта история закончилась ничем. Но с тех пор в Советском союзе тему готов старались не трогать, слишком живы были эти воспоминания. Потом, уже в 1970-1980-х об этом снова заговорили, начались раскопки, а в 1990-х дело пошло по полной — Александр Ильич Айбабин написал книгу «Этническая история Крыма», где готам уделено очень много места и подробно рассматриваются раскопки, снова появились контакты с немецкими коллегами. Но реально готскую тематику это не очень сдвинуло. Ну да, обнаружилось некоторое количество новых могильников, но в принципе там вещи такие же, какие были найдены раньше, новых знаний мы не получили. Находки не давали никакого прорыва, и крымские готы оставались белым пятном в средневековой истории, единственное доказательство их существования — Бусбек.

— И вот теперь все изменилось?

— Случилась важная находка — вернее, случилась она раньше, но смысл ее стал понятен только в этом году. В 1938 году Мария Александровна Тиханова, известный историк, археолог и антиковед, как раз на волне интереса к «Готскому проекту» работала на Мангупе, это средневековый город-крепость в Бахчисарайском районе Крыма, бывшая столица Крымской Готии. Тиханова копала базилику, кафедральный храм этого самого Мангупа, и в частности раскопала так называемую крещальню, небольшую часовню к северу от храма. В этой крещальне она нашла в полу вторично использованные плиты — первоначально они были ранневизантийским карнизом, потом они были вставлены в стену и на них были нанесены какие-то граффити, а потом уже их использовали в полу. Сколько всего нашлось этих кусков, она не пишет, но упоминает о двух крупных фрагментах, на которых были граффити. Отчет был опубликован уже в 1953 году, со времени первой находки прошло 15 лет, началась и закончилась война. Тиханова вернулась на то же место и сделала общую фотографию только одного фрагмента и издание единственной греческой надписи, которую смогла прочесть. В отчете она пишет, что не дает другого материала, потому что за прошедшие 15 лет остальные надписи пропали.

— И никто на это не обратил внимания?

— Да, эти камни не были никому интересны до 1987 года, когда археолог Валерий Яйленко вернулся к этим надписям и предложил какие-то поправки к прочтению Тихановой греческого текста. Потом Айбабин сделал замечания по поводу чтения Науменко. Все это делалось на основе фотографии, на сам камень никто не смотрел.
Tags: Германия, Крым, Россия, готы, история, христианство, язык
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments