elena_2004 (elena_2004) wrote,
elena_2004
elena_2004

Могила "козака Сиромахи"

Оригинал взят у macbushin в Продолжая разжигать половецкий сепаратизм
Любопытственная статья попалась мне в руки. Это отчет об археологических раскопках в селе Николаевка Широковского района Днепропетровской области (это южнее Кривого Рога). Раскопали могилу "козака Сиромахи". По одной версии - это местный помещик Иван Сиромаха, по другой - его сын Николай Иванович Сиромаха. В любом случае, это могила запорожского старшины, который после ликвидации Сечи в 1775 году (как и подавляющее большинство старшин) получил дворянство и немаленькое поместье. Но самое интересное (для меня) - это не судьба запорожских "олигархов", а обряд, согласно которому было похоронено тело СиромахиОн (обряд) явно не христианский.

В процессе раскопок было открыто небольшое казацкое кладбище из шести могил. С идентичным похоронным обрядом. А вот теперь цитирую:
"... на примере захоронений николаевского кладбища, прослеживается сохранение черт погребальной обрядности, характерной только для запорожских казаков. Во-первых, во всех захоронениях, как и у скелета Сиромахи, кисти рук не перекрещены на груди, как это должно отвечать общепринятым нормам православного христианства, а расположены на тазовых костях, или на уровне верхних эпифизов плечевых костей. Во-вторых, у всех покойников отсутствуют нательные кресты. Эти черты характерны для известных авторам статьи захоронений с территории расселения запорожских казаков. Такие же особенности, например, имеют захоронения небольшого кладбища, исследованного в 2007 г. Д.Л.Тесленко возле с.Песчанка Новомосковского р-на Днепропетровской обл., среди которых присутствуют даже захоронения с одной вытянутой вдоль тела рукой. Исходя из того, что что похоронный обряд является наиболее консервативным элементом культуры каждого народа, отмеченные в захоронениях николаевского и других казацких кладбищ особенности требуют пояснения на этническом уровне..."
Дальше авторы статьи проводят параллели как с печенежско-торко-половецкими похоронными обрядами X-XIII столетий, так и с крымско-татарскими захоронениями XIV-XVI веков. В первом случае, "... как правило, руки в этих захоронениях выпрямлены в локтевых суставах и лежат параллельно телу, однако, известны и такие, где кисти полусогнутых рук положены на тазовые кости, перекрещены на груди или "охватывают" плечи...". Во втором случае, "...руки покойников в большинстве случаев выпрямлены в суставах и прижаты к телу, однако, около 15% захоронений имеют особенности в положении рук. Среди них наиболее распространенный вариант - руки полусогнуты в суставах, кисти лежат на тазовых костях, иногда на животе...".
Вывод соответствующий. "... исходя из этнологического подхода к теории тюркской основы формирования казачества, главными этническими направлениями этого процесса были как этническая гармоническая ассимиляция, которая, безусловно, имела место в XVI-XVII вв., так и предшествующая этническая интеграция, обусловленная одинаковым социальным положением украинских (руських) та тюркських бояр-пограничников, их принадлежность к одной военной организации...".
О чем ваш покорный слуга трындит уже добрый десяток лет.

Для заинтересовавшихся сообщаю выходные данные статьи:
Ромашко В.А., Маріна З.П., Фещенко  Є.Л., Ярошкевич О.М. Дослідження могили козака Сіромахи і кладовища другої половини XVIII ст. в с.Миколаївка на Інгульці та деякі питання етнічної історії запорозького козацтва // Вісник Дніпропетровського університету. Серія: Історія та археологія. Випуск 16. Т.16. №1/1. - Дніпропетровськ: Видавництво Дніпропетровського національного університету, 2008. - с.276-299.
Статья большая (23 страницы формата А4) и на украинском языке, но если ОЧЕНЬ нужно, то таки могу отсканировать.


А если еще вспомнить и об антропологическом отличии запорожцев от малороссов, то получается картина маслом.

"Этнический тип украинца южных губерний не был однороден. С этим связано своеобразное заключение В.Павловича относительно азовских казаков, представляющих собой, по его мнению, "смесь малороссиян с запорожцами". А.Шмидт находил, что запорожцы часто не похожи на украинцев: у запорожцев - калмыцкая борода, тонкий, кривой загнутый нос; это рослые узкоплечие люди. Украинские художники донесли до нас именно такой облик запорожцев, отличавшихся также и костюмом (имеются в виду картины Ф.С. Красицкого "Гость из Запорожья" (1901) и А.И.Манастырского "Запорожец" (1932)). В XIX веке этот тип был уже редок."
Цит. по Дружинина Е.И. Южная Украина в период кризиса феодализма: 1825-1860 гг. - М.: Издательство "Наука", 1981. - 214 с. - с.33.

Дружинина дает ссылку на:

Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального Штаба: Херсонская губерния. //Составил Генерального Штаба подполковник А.Шмидт. – Санкт-Петербург: Типография Департамента Генерального Штаба, 1863. – ч.1, с.487.
Tags: Украина, археология, история, казаки, обряды, этнография
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments