elena_2004 (elena_2004) wrote,
elena_2004
elena_2004

Перекуём колхозы в помещиков

http://www.belgazeta.by/ru/1054/topic_week/33112?_utl_t=lj Перекуём колхозы в помещиков. Тема недели. №27 (1052) 11 июля 2016г.. БелГазета. Новости Беларуси. Белорусские новости

Каждый год белорусские власти с надрывом спасают сельское хозяйство. Указы, декреты и постановления принимаются как из рога изобилия. Обещания превратить АПК в локомотив белорусской экономики льются рекой. Бюджетные ресурсы беспрепятственно попадают на столы аграрных баронов, а сельское хозяйство как было черной дырой экономики, так и остается.
Указ президента N253 от 4.07.2016 «О мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций» содержит целый ряд интересных предложений. Нет, не для работников села или потребителей сельхозпродукции, а для тех номенклатурных фаворитов, которые на низком старте готовы монетизировать свои связи в статус крупных помещиков-землевладельцев. Беларусь стоит на пороге создания крупного частного аграрного бизнеса - под прямым руководством президента.
ПОЧЕМУ ЛЕГАЛИЗАЦИЯ НОМЕНКЛАТУРНЫХ ПОМЕЩИКОВ ИМЕННО СЕЙЧАС
Согласно указу номенклатурное распределение земли и сельхозактивов будет проходить под прикрытием оздоровления сельхозорганизаций. Президент и VIP-номенклатура поступили предельно цинично и прагматично. Раз население против приватизации, значит, ее вообще не будет. Не будет самого слова и понятия честного, прозрачного, открытого процесса продажи госимущества и активов. Процесс передачи прав владения и управления сельхозактивами будет проходить незаметно, под прикрытием таких общественно приемлемых вербальных конструкций, как «структурная модернизация», «финансовое оздоровление», «создание инновационной системы управления» или «консолидация лучшего кадрового, финансового, производственного и природного капитала». Сливки или вершки достанутся избранным аграрным баронам, а отходы или корешки тяжелым бременем лягут на плечи налогоплательщиков, а также тех, кто кредитовал АПК, поставлял ему товары или оказывал услуги.
Президент принял решение передать без конкурса и конкуренции, в закрытом от общественного контроля режиме целый ряд сельхозактивов накануне парламентских выборов неспроста.
Дотировать АПК на $3-4 млрд. в год президент не может - негде взять такие деньги, а ведь аппетиты и порочная привычка закапывать госпомощь в землю остались. Местная вертикаль и «красные аграрные бароны» являются очень важными элементами обеспечения нужных показателей на выборах, а также пресловутой политической стабильности. Указ N253 - это цена, которую Александр Лукашенко вынужден заплатить за лояльность этих людей, а также за то, чтобы они не задавали лишних вопросов по поводу того, как будут «пилить» другие, гораздо более дорогие и прибыльные активы.

Другая причина принятия указа именно сейчас связана с управлением гневом быстро беднеющего сельского электората. Перекинув активы в руки номенклатурных назначенцев, глава страны полагает, что именно они будут принимать на себя удар народного гнева за кризис, падение доходов, банкротство и другие социально-экономические неприятности. Выдернуть пару-тройку коррупционеров из новоиспеченных помещиков для укрепления имиджа «царь хороший, а бояре плохие» не составляет труда. При этом Лукашенко, если не полностью, то хотя бы частично размажет ответственность за кризис в стране на разные уровни власти и новых собственников.
КАК БУДЕТ РАБОТАТЬ УКАЗ
Местные чиновники по согласованию с Минсельхозпродом, лоббистами из Совмина и администрации президента будут принимать решения по целесообразности или нецелесообразности «проведения досудебного оздоровления сельскохозяйственных организаций». Формально такие решения будут принимать комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства). Нет сомнения, что в них попадут нужные для аграрных баронов и будущих помещиков люди. Новое министерство антимонопольного регулирования и торговли не обладает достаточной институциональной независимостью, чтобы обеспечить прозрачный, равный для всех процесс.
Сельхозорганизации, которые претендуют на оздоровление, должны будут написать бизнес-планы. Этот этап также не представляет собой особых проблем. Госорганизации по шаблону готовы составить любой бизнес-план. В нем всё будет так же красиво, как в писульках по щедрой господдержке деревообработки, цемента, стекла, бумаги, сельхозтехники и сотен других локомотивов деградации. Поскольку писать бизнес-планы и их рассматривать будут люди, которые по одну сторону баррикад, то ворон ворону глаз не выклюет.
Чтобы размыть ответственность и прикрыться решениями всеми органами власти, согласованные на уровне комиссий бизнес-планы рассмотрит Совмин, который тоже должен поставить свой диагноз. Простой человек пройти все эти стадии согласований не в силах. Это по плечу только лояльным номенклатурным инсайдерам. Таким образом, среди сельхозорганизаций и их номенклатурных «крыш» объявлен конкурс за право пройти новое сито для сохранения права получения господдержки.
РАЗДАЧА БЕЛЫХ АГРАРНЫХ «СЛОНОВ»
Второй список сельхозлоббистов касается тех организаций, которые попадут не в список для оздоровления, а сразу на продажу. Здесь ключевую роль играет президент, который на Всебелорусском собрании пенял премьер-министру и главе Нацбанка, мол, чего вы ко мне ходите, сами решайте вопросы и проблемы. Только для реализации указа N253 президент должен будет оценить точку зрения и проект решения Совмина по тысячам сельхозорганизаций: «Предприятия как имущественные комплексы государственных сельскохозяйственных организаций, включенных в перечень сельскохозяйственных организаций, подлежащих досудебному оздоровлению, а также акции, эмитированные сельскохозяйственными организациями (доли в уставных фондах таких организаций), находящиеся в республиканской или коммунальной собственности, могут быть проданы без проведения аукциона (конкурса) юридическим лицам Республики Беларусь соответственно по решению Президента Республики Беларусь или согласованию с ним, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь».
Глава страны не для того 22 года водил страну по пустыне, чтобы предоставить право другим продавать госактивы, причем не по рыночной цене, а по номенклатурно договорной. Цена продажи может быть определена как по стоимости чистых активов сельхозорганизаций, так и за одну базовую. Ценовая вилка такая широкая, что в ней могут поместиться интересы многих лоббистов бизнес-планов и схем по оздоровлению сельхозорганизаций. Есть за что побороться. Если организация получит право на досудебное оздоровление, она сроком на 5 лет может оказаться в налоговой и регуляторной нирване. Она не будет платить штрафы и пени, бюджетные ссуды и займы, а также проценты по ним, долги по налогам, а также по энергоресурсам. Более того, новая каста аграрных любимчиков вертикали будет просить банки, «Промагролизинг», ИП и всех тех, кому не платит АПК, предоставить им рассрочку по обязательствам на 5 лет. Если такие просьбы будут подкреплены всей мощью силовой вертикали, то отказать оздоровителям и оздоравливаемым будет невозможно.
При наличии политической воли и номенклатурной решимости избранные руководители станут собственниками сотен тысяч гектаров земли, лесов и водоемов. А бюджет при этом может получить пресловутую дырку от бублика. Конечно, не факт, что схема по созданию класса помещиков в Беларуси заработает. Известно много примеров, когда законодательно оформленные желания Лукашенко торпедировались номенклатурой. Ведь раздел активов имущества - это всегда грызня, особенно когда ключевые решения принимают сами чиновники, а не институты свободного рынка.





Tags: Беларусь, государство, общество, экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments