elena_2004 (elena_2004) wrote,
elena_2004
elena_2004

Categories:

Поход в Страну Тудовлян

Оригинал взят у tverzha_ru в Поход в Страну Тудовлян. 1-й этап.


01-02 июня состоялся организованный Твержей первый этап похода по центральным районам Тверщины - исторической Тверской Кривии. Мы благодарим всех, кто откликнулся на приглашение поучаствовать в нём. Отдельное спасибо Яну Крамерову за участие в подготовке маршрута и услуги проводника и Евгению Петрову за важную информацию и надежду на второй этап похода.

  • Молодая Волга

  • Литовский рубеж

  • Оковецкие были

  • Страна, которой нет



Молодая Волга


В полной мере и безо всяких оговорок определение Тверская Кривия относится к землям западнее и южнее р. Волга. А к северу и востоку начинается балто-финнская чересполосица...

Деревня Волговерховье, где рождается главная река Тверщины, находится почти у самой границы с Новгородской землёй. Сизая лента сбегает с Валдайских гор, непринуждённо нанизывает на себя одно за одним словно исполинские бусины Большие Волжские озёра, гибкой куницей потирается о подножья Свиных и Ильи гор и вальяжно вытекает на просторы Нижней Тверщины, попутно бесцеремонно словно нарядный праздничный каравай разрезая пополам Верхнюю Тверщину.

Рельеф Тверщины

Вальяжно? Вобщем-то нет, не очень... Поначалу она неистовствует, мечется из стороны в сторону, позволяет себе неосторожные выкрутасы, один за другим следуют крутые повороты - и вот она уже стремглав несётся вниз, ревя от страха перед неизбежным столкновением с невесть откуда взявшимися каменистыми островами, апатично торчащими посреди русла...

Так образуется Бенский порог (56,6532°N 33,7796°E) - на протяжении всего лишь километра неукротимого бега, река падает на целых три метра! Шум перекатов и перехлёстов, рокот водоворотов, плеск волн складываются в нависающий над ближайшей округой рёв молодой Волги...

[caption id="" align="alignnone" width="717"]Бенский порог (56,6532°N 33,7796°E) Бенский порог (56,6532°N 33,7796°E)[/caption]



Дерзкий дрифт молодой реки спотыкается о Елецкую кручу (56,6546°N 33,8416°E). Та словно не замечает где-то там внизу неспокойную речушку... Высокий левый берег меняет очертания так, будто его выводит невидимый экспрессионист: то выступает вперёд треугольными мысами, от края которых хочется оттолкнуться и воспарить над Оковским лесом, подступающим к самой кромке противоположного берега и раскинувшимся до самого, далёкого здесь, горизонта, то пропадает широкими ложбинами, опушёнными живописной зеленью, по которой хочется кубарем скатиться вниз, к воде, к основанию исполинской кручи.

Но более всего там хочется остаться навсегда - замереть, притаиться и слушать ветер...

Елецкая круча Елецкая круча

Елецкая круча Елецкая круча

А дальше поврозлевшая река течёт действительно вальяжно и степенно, лишь изредка вздрагивая и ворча на некрупных перекатах, постепенно матереет, вбирая в себя силу тысячи притоков, разливается несколькими водохранилищами, пока, наконец, не впадает в Рыбинское море в соседней Ярислинна Кундем.

И к северу и востоку от Волги на Тверщине исторически сложилась балто-финнская чересполосица. А вот на юге и западе - Тверская Кривия.

Литовский рубеж


На юг и запад от Волги находятся коренные балтские земли. Это подтверждается, например, гидронимией (см. VELE №1, стр. 23-34). С незапамятных времён правый берег Волги населяли балтскоговорящие народы - от Великих озёр до Ржева жил народ кривов (krieva), по Вазузе до Зубцова жили отдельные роды голяди. С незапамятных же времён для укрепления Волжского рубежа балтской земли и для предупреждения недружественных визитов восточных соседей - финно-угорских народов веси и мери - кривами были выстроены мощные крепости. Вдоль всей Волги с интервалом 20-30 верст и по сей день возвышаются большие и малые "городки". Позднее, крепости утратили роль пограничных - кривы стали селиться на север и на восток от Волги, о чём свидетельствуют довольно многочисленные балтские гидронимические анклавы. Кривы и меря стали жить там чересполосно, становясь добрыми соседями. Под началом славянского закона и христианской веры они вошли в состав единого государства и стали постепенно забывать свой язык и своих древних богов. В устье реки Тхверь кривы, уже ставшие кривичами, выстроили будущую столицу Тверщины.

Много позже, когда, преодолевая раздробицу, Великая Литва собирала под своей властью все балтские земли и народы, эти крепости вошли в состав Литвы и вновь стали пограничными - под их стенами проходила сначала Литовско-Тверская, а затем, после утраты Великим княжеством Тверским государственной независимости, и Литовско-Московская граница. Именно поэтому все эти городки и вошли в историю под названием "литовских".

"Се грады Литовстии: Селук, Осечен, Горышин, Сишка, Рязна, Туд" - сообщает Воскресенская летопись.


Великий князь Литовский Ольгерд в письме патриарху Филофею называет следующие верхневолжские городки: Ржева, Сишка, Тудин, Осечен, Горышено, Рясна, Кличень, Вселук, Волго, Козлово, Липица, Тесов, Хлепен, Фомин городок, Березуеск.

Ещё к "литовским городкам" относят Роден (Родня), Ховрач (Погорелое Городище), Зубец (Зубцов), Урдом, Негомир (Немгорь).

[caption id="attachment_2450" align="alignnone" width="599"]"Се грады Литовстии: Селук [1], Осечен [2], Горышин [3], Сишка [4], Рязна [5], Туд [6]" "Се грады Литовстии: Селук [1], Осечен [2], Горышин [3], Сишка [4], Рязна [5], Туд [6]"[/caption]Осечен, пожалуй, наиболее неприступный из них. Высокий холм, на вершине которого он располагался, возвышается над Волгой на более чем 50 метров (высота 15-17-этажного дома) [1]. С такой высоты окрестности должны просматриваться на 25 км. Однако, с тех пор много волжской воды протекло у подножия городка. Склоны поросли лесом, а площадка городища опоясана древними берёзами, которым так и хочется дать лет по триста, хоть и редкие берёзы доживают до такого почтенного возраста. Сквозь их ветви противоположный берег едва просматривается, река же и вовсе не видна.

Вид с Осечена (56,5648°N 33,922°E) Осечен. 54 м над рекой (фото А. Малышев)

Камень недалеко от городища (56,5645°N 33,924°E) Осечен. Спуск с напольной стороны

Культурный слой городища практически сразу начинается с прослойки угля, напоминая печальное завершение истории славной крепости. Противоположные от реки склоны бывшей крепости значительно ниже - 12-15 метров. Недалеко от городка в лесу на месте бывшего погоста Большой Осечен лежит средних размеров плоский валун, которому приносят монеты.

Сишка (56,3096°N 34,0574°E) Вид на Волгу с городища Сишки

Не менее неприступной была и крепость Сишка [2], которая располагалась на плато правильной формы, высящемся на правом берегу Волги близ устья одноимённой реки. С высоты около 20 метров прекрасно контролируется как водный путь, по Волге, так и сухопутный - древний Торопецкий тракт, одна из вашнейших торговых артерий с глубокой древности вплоть до недавнего времени. Живописная берёзовая рощица нисколько не портит вид городища. Против городка на другом берегу реки Сишка возвышается холм, который также не мог остаться без внимания обитателей крепости и наверняка тоже был укреплён.

[caption id="" align="alignnone" width="768"] "Штурм" городка Туд (56,4003°N 33,8293°E)[/caption]

А вот крепость Туд (56,4003°N 33,8293°E) [3] была не настолько грандиозна. Она притаилась между двух широких обрывающихся в Волгу оврагов, послуживших естественными рвами, а со стороны берега её укреплял уже искуственный ров и высокий вал. Сейчас покой городища охраняет целая поляна крапивы, верная спутница запустения и забвения. Название этого городка сохранило наиболее раннюю форму гидронима Тудовка. От этого гидронима происходит и название Тудовской волости, по которой и прозвали разительно отличавшееся от остальных тверяков население здешних мест - тудовляне.

По пути к Туду, при впадении реки Тилицы в Волгу, бьёт ещё одна почитаемая криница, а это значит, ещё один ручеёк пробивается сквозь Оковские чащи к великой тверской реке Волге, чтобы влиться в неё и сделать ещё более великой.

[caption id="" align="alignnone" width="486"]Источник близ устья р.Тилица (56,3468°N 33,9269°E), ближайша деревня - Погорелки Источник близ устья р.Тилица (56,3468°N 33,9269°E), ближайша деревня - Погорелки[/caption]

Все эти городки зримой чертой разделяют Тверщину на две половины, западная из которых и есть Тверская Кривия, т.е. исторические земли кривов (кривичей) в составе современной Тверщины. Здесь выделяют и особый антропологический - "литовско-беларусский" - тип населения, здесь же был распространён культ ужей, здесь же в раскопках практически повсеместно находят типично балтский женский головной убор - венчик vainags.

Здесь же располагается и огромный лесной массив - Лес Святилищ - Оковский лес, этакий природный монастырь, в котором кривские мудрецы, познавая себя, познавали мир, и искали путь к духовному освобождению...

Между прочим, эту свою роль - сокровенной обители, пристанища для ненашедших покоя в бренном мире отшельников - Оковский лес играл и позже, в условиях господства уже христианской религии. Сходную роль он продолжает играть и поныне - наиболее нетронутая человеком часть Священного леса стала заповедником, а учёные, живущие при нём, сродственны тем древним мудрецам.

Оковецкие были


Рдяно-бурая речка Пырошня, словно перегревшийся на солнце слизень-слимак, лениво сползает с налёженного места, не успевая уворачиваться, бьётся головой в замшелые вековые стволы, никогда не видевшие топора, чешется спиной о провисший подлесок и скользит, повторяя очертания рельефа и оставляя за собой неглубокий влажный след.

р. Пырошня

Но незадолго до устья, сразу за селом Оковцы эта неторопливая река делает неожиданный поворот направо и почти сразу же - обратно, налево. Образуется длинная острая излучина, на самом мысу которой бьёт мощный, холодный как навь ключ. Сейчас ключ заточён в часовню-чашу, заполняющуюся его бесподобно прозрачной синеватой водой.

[caption id="" align="alignnone" width="614"]Оковецкий ключ (56,4003°N 33,8293°E) Оковецкий ключ (56,4003°N 33,8293°E)[/caption]

Раньше же, до заточения, он бил из земли мощным фонтаном... Силу прежнего фонтана можно оценить и сейчас - наблюдая яростный гремучий поток, сверзающийся из чаши по деревянному жёлобу. В считанные секунды заполняет он любой поднесённый сосуд.

Оковецкий ключ

Поток преодолевает искусственные хитросплетения деревянной купальни, ненадолго становится шустрым ручьём, и светлой струёй сливается с бурой Пырошней, делая её заметно холодней.

Устье Святого ручья

Путь к святому источнику лежит через болотистый лес. Для этого через топь прокинуты длинные, под сотню метров, деревянные мостки-лавы. Получается, что мыс окружен водой со всех сторон - если не рекой, так болотом. Пульсирующее сердце Оковского леса - на священном острове посреди пущи...



Люди знают это место уже очень давно, как минимум, около полутора тысяч лет - на южной окраине села Оковцы́ и сейчас ещё возвышается солидных размеров холм - древнее городище времён раннего железного века [4]. А чуть менее полутысячелетия на городище громоздится огромная церковь . По церковному преданию, ключ начал бить незадолго до её постройки - и это довольно неубедительная попытка обосновать законность присвоение церковью древней кривской святыни. И даже само название села говорит, о том, что предание явно лукавит. Слово Оковцы связано с древними балтскими корнями aka/aku- ‘источник, криница’ и alka-/auka- ‘место пожертвований, жертвоприношение, святилище’, иными словами, название села (в местном прононсе - Акаўцы́) можно понимать как ‘священный источник, криница-святилище’, и его могли дать только задолго до появления здесь славянского языка и христианства. Как минимум, полторы тысячи лет кривы и их потомки шли сюда за исцелением, за чистотой и святостью. Этот ключ - одно из зримых воплощений силы Оковского леса. И вот уже более пятнадцати столетий Святой ключ в Оковцах является одной из самых почитаемых святынь Тверской Кривии, да и всей Тверщины. Оковцы притягивают к себе людей несмотря ни на что - этому не могли помешать ни частые здесь войны, ни смена языка, ни переход оковецкой земли от одних хозяев другим. Да что говорить - даже восторжествовавшая здесь христианская религия вынуждена была скрепя сердце прогнуться перед силой местной традиции и посути включить в свой культ почитание природного объекта наравне со святыми. Даже на иконе в честь "оковецкого чуда" - обретения здесь чудодейственных икон - во главе композиции именно Оковецкий ключ...

Икона Оковецкого ключа

Мало кто знает, но Святой ключ - не единственный источник в Оковцах. Ещё как минимум один находится в черте села, в его южном конце, на пути от городища...

[caption id="" align="alignnone" width="409"]Источник в д. Оковцы (56,6467°N 33,4908°E) Источник в д. Оковцы (56,6467°N 33,4908°E)[/caption]

...к одному неприметному дому, который ничем особенным от остальных и не отличается вовсе, кроме разве что надстроенной мансарды под характерной ломаной крышей. Такая крыша - лакмусовая бумажка неместного, пришлого, городского человека. Но именно человеку извне подчас удаются лучшие портреты неродных для него пространств - пространств бесконечного леса, пространств сумрачной деревенской души, пространств языка и быта...

Оковецкие хроники

На этих портретах находится место деталям, которые показались бы здешнему человеку излишними, необязательными, чересчур обыденными, но в том и ценность таких наблюдений: зрителя ждёт настоящее погружение в новый мир: вот он был неродным и совершенно неизвестным - и вот ты знаешь там каждую собаку, каждую тропинку и каждого тракториста.

Такими превосходными зарисовками "с натуры по памяти" делится с нами прежняя хозяйка дома с мансардой, Анна Данковцева. В неспешных как речка Пырошня главах "Оковецких хроник" так же неспешно течёт жизнь обычного тверского села: ну кто-то изредка поколдовывает, ну кто-то беспробудно пьёт, кто-то воет по ночам, а иногда в небесах разверзаются светопреставления, - все это вполне обыденно для деревни, где никто никогда не болеет... И лишь наблюдательный взгляд извне способен это углядеть.

К слову сказать, по пути в Оковцы  на дороге из села Ельцы в деревню Тверицы бьёт ещё один ключ - Здоровцы (56,6676°N 33,8444°E), а суффикс -цы в топонимах считается одним из маркеров кривичей...

[caption id="" align="alignnone" width="614"]Источник Источник "Здоровцы", д. Ельцы (56,6676°N 33,8444°E)[/caption]


Страна, которой нет


Прямыми потомками кривичей на Тверской земле являются тудовляне. У этого интересного народа был свой язык (вот, например, сказка на тудовлянском), который являлся одним из диалектов беларусского, была своя манера одеваться, свои праздники, свои песни. Именно в тудовлянских землях бытовала местная разновидность дуды (волынки). Сами тудовляне не идентифицировали себя русскими, да и окружающие русские считали их чужаками, "белокафтанниками". Между тем, нет для этой земли народа более родного, чем кривичи и их прямые потомки, тудовляне: ведь это они, кривичи, первыми прочли сакральные письмена Тверской земли, открыв местные святыни - поклонные камни, живительные ключи, святые деревья, священные горы, целебные озёра; а дав им имена, они навсегда сделали эту землю своей, кривской, кривичской. И пусть люди говорят сейчас на другом, чужом языке - Земля ещё помнит сотни слов древнего кривского языка.


Ещё в середине прошлого века идентифицировали себя тудовлянами около полусотни тысяч человек. Сейчас же общее население бывших тудовских волостей едва ли насчитает десяток тысяч...


На карте нарисованы сотни деревень. Между ними нарисованы дороги. И совсем не нарисована смерть.

Вероятно, было бы преувеличением сказать, что обитаема из этих сотен деревень Тудовской земли примерно треть. Меньше, много меньше.

Покосившиеся срубы с впалыми крышами, глядящие из джунглей борщевика, как бы намекают, что в этом месте на карте стоит поискать деревню... Кирпичными черепами с недоумевающими, но пустыми глазницами окон торчат из земли дома тех деревень, до которых дошло каменное строительство, кристаллами соли сверкают в иссохшейся иствердевшей почве подле них разбитые стёкла. Кто и когда пожелал этой земле более не возродиться?..

[caption id="" align="alignnone" width="614"]р. Тудовка р. Тудовка[/caption]

Последнего жителя древней деревни Урдом схоронили возле его дома. С тех пор там некому жить и дорога в древний "литовский городок" постепенно поглощается лесом. В деревне Привалье, что недалеко от живописных скал на реке Тудовке, доживает свой век всего одна старуха - дети и внуки разъехались по столицам, детей и внуков отучили от привязанности к могилам предков, не научили жить во имя родной земли, дети и внуки потребляют брэнды и воротят носы от "провинции". Детей и внуков заранее приучают, что вымирание глубинки - это закономерный исторический процесс, в этом никто не виноват, это естественное течение истории. Детям и внукам наплевать на тот простой факт, что эти деревни переживали завоевания и эпидемии, мировые войны и моровые язвы, революции и коллективизации, но вот настало счастливое время беззаботной стабильности, и они почему-то исчезают...

Но только ли Тудовской земли касаются эти горькие слова? К несчастью, нет. Всё это верно для всей Тверщины. Да и для всей России. Россия по-прежнему нарисована на карте, но на самом деле... её нет. Есть Москва, есть газо- и нефтепровод - и есть руины остальных территорий...

Гипотетический завоеватель, гипотетически придя сюда однажды, рискует не встретить ни единой живой души: он будет передвигаться по заросшим, но нарисованным на карте дорогам, будет встречать догнивающие остовы домов в нарисованных деревнях и городах. Да только нечего ему, завоевателю, тут делать. Ведь все те богатства, которые он мог бы здесь получить, давно перекачены и "потрачены".

А ведь проще простого - объявить вымирание коренных земель естественным историческим процессом. Ничего сложного нет в том, чтобы заклеймить любые попытки препятствовать этому процессу на уровне регионов сепаратисткими поползновениями.  Жизнь на этих землях вовсе не в интересах сложившейся системы. Ни к чему здесь ремонтировать дороги и строить больницы и школы. Незачем воспитывать любовь и уважение к своей родной земле. Ведь здесь нет ни нефти, ни газа. И закономерный удел этой территории - обслуживать автомагистраль и газопровод. Все, кто не умер - уедут, все кто не уехал - умрут...

Тверская область - это огромная по европейским меркам территория. Её история уходит вглубь тысячелетий, её традиции и ментальность восходят к населявшим её в стародавние времена народам - кривичам, мере, веси. У неё есть все предпосылки для того, чтобы не плестись в хвосте федерального рейтинга, а быть преуспевающим и в культурном, и в экономическом, и в социальном смысле регионом. Но это дело рук только нас с вами, сознательных тверичей, тех, кто не бежал, не сдался. Только от нас самих зависит, будем ли мы жить в красивом, обеспеченном регионе. Иначе - только смерть. Ведь это естественный исторический процесс.

С городищ прошлого прекрасно видна нищета настоящего. Немногим дано с них увидеть величие будущего. Но пока это лишь сон...

* * *

Мы ещё вернёмся в этот несмотря ни на что прекрасный уголок нашей Тверщины. И обязательно будет продолжение этой истории. Может быть даже не такое безрадостное.
Ведь всё только начинается. Всё всегда только начинается.
И это так же верно, как то, что Волга впадает в Рыбинское море.
Оставайтесь с нами.

P.S. На обратном пути нам долго улыбалась радуга. Добрый знак для тех, кто только начинает путь.




Больше фото в альбоме ВКонтакте



Примечания



  1. Археологическая карта России. Тверская область. Часть 2. (Под ред. А. В. Кашкина). – М.: Институт археологии РАН, 2007. См. "Климово. Городище (Рождественская горка)", С. 254-256.

  2. Там же. См. "Кокошкино. Городище (Усть-Сишка)", С. 257-258.

  3. Там же. См. "Харино. Городище (Городок, Сковоротыня)". С. 291-292.

  4. Там же. См. "Оковцы. Городище". С. 251

Tags: ВКЛ, Россия, Тверская область, белорусы, география, природа, путешествие, этнография
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments