elena_2004 (elena_2004) wrote,
elena_2004
elena_2004

Category:

Рембрандт и Польша, или Казак с картины Рембрандта (1)

http://www.liveinternet.ru/community/moja_polska/post151337984/

Живопись, как и поэзия - это язык, на котором с нами разговаривает Бог.
Поэтому она бессмертна. Как и творец, продолжающий жить в своих творениях. Как и герои этих творений.

На пальцах золотые кольца,
Подобострастие в словах,
Но бьется кровь и слышно: "Польша"
- Она в клинках, она в сердцах.
Шляхетской вольности надменной
Моэт свободы золотой,
Здесь в этой зале толстостенной,
Вот в этой книге небольшой.
Сто лет назад я был бы с Вами.
- Но книги, золотой обрез...
И за столетними листами
Последний Польши полонез


Так что же бог живописи Рембрандт рассказывает нам о Польше? Вот два полотна великого голландца: "Портрет польского дворянина (шляхтича)" и "Польский всадник"...
Итак, начнем с первой и перенесемся в Амстердам середины 17-го века.
1.В то время этот город был сборным пунктом знатных путешественников, приезжавших из Франции, Италии, Испании и даже Польши по торговым делам или просто из любопытства. Понятно, что эти иностранцы хотели привезти домой свои портреты, писанные искусной рукой молодого, но уже прославленного живописца. Одна из картин того времени - портрет польского магната, заехавшего в Амстердам, тогдашний центр международных сношений. Лицо пожилого вельможи, спокойное, мужественное и гордое, удивительно рельефно; глаза, совсем живые, проницательно смотрят на зрителя. Роскошный красный плащ, отороченный мехом, из-под которого сверкает тяжелая золотая цепь с драгоценным подвеском, высокая меховая шапка, украшенная великолепным аграфом, указывают на богатство, знатное происхождение и высокое общественное положение путешественника.
В прошлом столетии прототипом этого портрета, которым вполне справедливо гордился наш Петербургский Эрмитаж (в прошедшем времени, увы, потому что в 1931 году это полотно, среди прочих шедевров, было продано (!?) советским правительством американскому миллионеру-коллекционеру Меллону, который передал ее им же созданной Вашингтонской Национальной галерее, где оно и пребывает поныне). Называли Стефана Батория; другие принимали его за изображение польского короля Яна Собеского; стараясь сделать эти предположения более вероятными, верхнюю часть трости покрыли темной краской, чтобы придать ей вид булавы. При чистке картины поверхностный слой краски сошел и обнаружился золотой набалдашник тонкой работы.


Rembrandt. A Polish Nobleman. 1637oil on panel
overall: 96.8 x 66 cm (38 1/8 x 26 in.)
Andrew W. Mellon Collection
1937.1.78


Рассмотрим детали и восхитимся искусством Мастера.Вот так он выглядит сейчас в вашингтонской экспозиции. В Эрмитаже ему было не хуже.
Кстати, смысл и значение серьги в правом ухе вельможи мною пока не разгадан. Есть идеи?
Tags: Голландия, Польша, СССР, США, живопись, искусство, портрет
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments