elena_2004 (elena_2004) wrote,
elena_2004
elena_2004

Category:

Кельты (2)

Оригинал взят у sergeypilipenko в Кельты
История мировых культур. Культуры древности. Лекция 15. Часть 1. 1997 год.
Как и полагается арийскому народу, кельты до конца своей независимости повсеместно сохраняли народные собрания, т. е. некий демократический элемент (весьма возможно, военную демократию). Царская власть у них была тоже повсеместно — и в Галлии, и в Галатии, и в Британии, но преобладал очень мощный аристократический элемент (в этом они похожи на ахейцев). В материковом галльском мире были необычайно развиты дружины и дружинные отношения. Дружины были аристократическими сообществами. Теснота взаимоотношений и верность дружинников вождю у галлов доходила порой до абсурда. Так, источники сообщают, что все дружинники одного из галльских племен, постоянно проводившие время со своим королем, после его смерти кончали жизнь самоубийством. То очень напоминает групповое харакири самураев, потерявших князя, а среди народов белой расы до такой степени дружинные отношения более не доходили нигде. Впрочем, такое поведение галльского племени было исключением из правил. Будь подобный обычай распространен по всему кельтскому миру, они бы обескровили себя моментально.
Государственный инстинкт у кельтов был снижен предельно, и настоящей государственности они не создали. Мир без городов — это протогосударство. Неслучайно в Поздней Британии (IV-V века н. э.), когда оттуда уже ушли римляне, в источниках отмечается объединитель южной половины острова с титулом «верховного короля», что указывает на существование многих других королей. По меркам эпохи феодализма обычный галльский король или царь (в латинском тексте и тот, и другой будут названы одинаково: rex) — это скромный барон, не более того. Но каждый из них был сам себе голова, именно по этой причине кельты оказались завоеванными римлянами. Кельты воевали не хуже римлян. У них были доблестные вожди, а Верцингеторикс длительное время противостоял Цезарю на равных и был полководцем, с Цезарем сопоставимым. Но римляне были дисциплинированы, а галльские вожди разбегались с поля боя и уводили свои дружины, причем не со страху, а просто потому, что им надоедало. И Верцингеторикс ничего с ними не мог поделать.
При всем при том, что великая кельтская культура не сложилась, при всем при том, что кельтский мир был почти полностью завоеван античными (в основном, римлянами), мы очень многим обязаны кельтам.
На крайнем западе Европы находилась Ирландия. Ее римляне не достигли, она оставалась кельтской и довольно рано (уже в IV веке н. э.) стала христианской. Просветитель Ирландии всем известен: это страна святого Патрика. Но интересно, что принять христианство было решено грандиозным собранием ирландской знати. Притом оговаривалось, что христианство принимается добровольно, и гонений отказавшийся креститься не претерпит. Между прочим, христианство в Ирландии приняло большинство. А главным словом в пользу христианства было слово сословия поэтов. Филиды сыграли решающую роль в этом выборе, тем самым окончательно победив друидов.

Древняя Ирландия очень быстро и надолго стала островком христианской культуры и своеобразной христианской цивилизации. Она не подверглась варваризации (ее не захватили примитивные варвары — германцы). Правда, Ирландия была периферией античного мира. Ирландия, как и другие кельтские земли, была настолько негородской, что церковное устройство оказалось для нее большой проблемой. Дело в том, что христианство складывалось в полисном мире и многие его черты канонизировало. В частности, епископ всегда пребывает городе. Но в Ирландии городов не было, и епископские кафедры приходилось размещать в монастырях, ставших, таким образом, основными центрами этой утонченной культуры.

Когда Европа погрузилась в Темные века в VIII веке н. э., Ирландия осталась центром тонкой культуры, кстати, очень многое вобравшей из Византии. На крайнем западе Европы культура была похожа на европейский восток. Более того, в Темные века немногими осколками античного христианства в материковой Европе были монастыри, основанные ирландцами. Их было мало, всего несколько точек во Франкских землях и в Италии. Когда началось так называемое Каролингское возрождение (эпоха Карла Великого и первых его преемников, конец VIII — начало IX века н. э.), все «возрожденное» было ввезено частью из Византии, частью из Ирландии, ибо в материковой Европе своего уже ничего не осталось, там царила дикость.

Кроме того, уже к концу VI века н. э. в Европе появились ирландские миссионеры. Они потратили на христианизацию севера Европы (главным образом скандинавского мира) очень много усилий, но скандинавы все-таки стали христианами. Весьма возможно, что ирландские миссионеры проникали также на Русь. Такой путь миссионерства в VII-VIII веках н. э. не исключен. Отметим, что христианство на Руси возникло не в X веке н. э., а раньше.

Итак, это уже немало — быть чуть ли не единственными хранителями древней культуры и христианским анклавом в период дикости. Но кельтам принадлежит еще одна заслуга — несомненно, кельтского происхождения было рыцарство.

Если воспринимать понятие «рыцарь» как «феодал», то кельты тут ни при чем, ибо феодальный мир складывался в эпоху так называемой феодальной революции в X веке н. э.

Если считать, что «рыцарь» — это «тяжеловооруженный всадник, склонный преимущественно к сражению в цепи единоборств», то возникло это понятие в иранском мире, ибо парфяне и сарматы были первыми катафрактариями, т. е. тяжеловооруженными кавалеристами.

Но если понимать под «рыцарством» рыцарский образ жизни, рыцарский этос (т. е. поведенческий комплекс), то оно полностью кельтское. Покуда существовало рыцарство, каждый мальчик благородного происхождения воспитывался прежде всего на сказаниях Артуровского цикла. Основополагающая рыцарская литература — это «Король Артур и рыцари Круглого стола» сэра Томаса Мэлори, который записал эти сказания в середине XV века н. э. Напомню, что король Артур — хоть и почти неизвестное, но реальное историческое лицо, верховный правитель Британии в V-VI веках н. э.

Таков был этот народ, один из самых загадочных народов Древности.



  • Предания и мифы средневековой Ирландии. — М., 1991

  • Широкова Н. С. Древние кельты. — Л., 1989

  • Шкунаев С. В. Община и общество западных кельтов. — М., 1989


Tags: Древний Рим, Ирландия, Русь, война, государство, история, кельты, культура, цивилизация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments