elena_2004 (elena_2004) wrote,
elena_2004
elena_2004

Categories:

"....мы по природе своей не можем быть виноватыми, мы никогда не делали ничего плохого другим.."

— На саммите НАТО я взяла в пресс–центре книгу «Польша: дорога к свободе», для которой вы написали одну из глав. В ней есть карта Польши до Второй мировой войны и после. О части, которая сейчас входит в состав Беларуси, Украины и Литвы, написано: «аннексирована Советским Союзом» в 1945 году. О части, которая сейчас является западным регионом Польши, написано: «передана» Польше в 1945 году.
— Мы не просили эти территории. Мы хотели сохранить свою собственную. Сейчас в Польше нет требований об изменении границ. Конечно, у каждого народа есть свои доказательства, например, что в какой–то период истории на той или иной территории этот народ составлял большинство, а другой город был польским, литовским или белорусским. Наши проблемы не связаны с историей XIX века, они связаны только с ХХ веком, потому что это век большого количества преступлений.

Не знаю, был ли Лукаш Каминьский когда–нибудь в Гайновке — городе недалеко от Белостока, в котором работают белорусские гимназии, идут службы в трех православных храмах и каждый год проходят несколько фестивалей белорусской культуры. Мы в Гайновке были, гостили у родителей моего пекинского коллеги Лидии и Яна Саевичей, белорусов. А потом поехали в родную деревню Яна Вилюки, совсем недалеко от Гайновки, встретив по дороге бродящих по полю зубров — отсюда рукой подать до Беловежской пущи. На окраине деревни Вилюки жители установили поклонный крест в память о сожжении деревни. Сожгли ее не нацисты, как можно было бы ожидать, 11 мая 1945 года это сделали те, кого называют «проклятыми солдатами», это участники антисоветского подполья 1940 — 1950–х годов, в их честь в Польше установлен памятный день. Жгли они чаще не столько по партийному, сколько по этническому и религиозному принципу — православных белорусов и украинцев, не интересуясь, коммунисты они или нет.
Руководитель одного из объединений белорусов Белостока Ян Сычевский говорит: «Сiтуацыя беларускай меньшасцi ў Польшчы ў пасляваенны перыяд была вельмi складанай. Нашы вёскi былi масава паленыя i мардаваныя так званым польскiм падзямеллем патрыятычным. Чаму? Таму што польскi патрыятызм увесь час спалучаецца, асацыюецца з нянавiсцю нейкай, з шавiнiзмам, заўсёды мае афарбоўку шавiнiстычную. I тады як раз была такая сiтуацыя, што Польскае незалежнiцкае падзямелле iшло i мардавала нашыя вёскi, таму што «гэта кацапы, рускiя, ворагi i iх трэба нiшчыць». Такiм чынам многiя вёскi былi спаленыя, людзi пабiтыя, убiтыя — ад дзяцей да самых старэйшых».

Но Лукаш Каминьский об этих фактах польской истории — ни слова. Адам Михник объясняет, почему это так: «В Польше многие убеждены, что мы по природе своей не можем быть виноватыми, мы никогда не делали ничего плохого другим, только жертвовали собой... Я неоднократно повторял, что нужно говорить правду о своей истории. Это придает нации достоинство, показывает, что мы не боимся правды, воспринимаем ее как взрослые люди. Не все в Польше к этому готовы». Это я уже поняла.

У белорусов в Гайновке и вокруг нее своя боль, связанная с историей. Лидия Саевич, всю жизнь проработавшая учительницей в белорусской гимназии, отвезла нас на кладбище солдат Красной Армии. Красивое, ухоженное, с новым поклонным крестом, установленным в 2009 году: «Школьники несколько раз в год здесь убирают, ухаживают за могилами. В Гайновке для многих это святое место». Так что у Лукаша Каминьского своя правда, а у жителей Гайновки и сожженных «проклятыми солдатами» белорусских деревень — своя. Им стыдно за то, что в музее Второй мировой войны в Гданьске Ромуальд Райс («Бурый»), который сжигал их отцов, почитается как герой. Получается, что идеология снова оказывается важнее человеческих жизней. Может быть, прежде чем требовать покаяния в сталинских преступлениях, хорошо было бы прийти к согласию с собственной историей? Пока живы свидетели.
https://www.sb.by/articles/polsha-bolshe-chem-sosedka-4.html
Tags: Беларусь, Польша, СССР, война, геноцид, история, насилие, общество, политика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments