elena_2004 (elena_2004) wrote,
elena_2004
elena_2004

"То, что я видел в бою, в кино не показывают"

— Мое детство прошло в Витебске. В школе, еще в младших классах, мне очень повезло с педагогом. Он понимал детей, ко всем относился хорошо. Но мои рисунки выделял. И я это заметил. Чуть солнце, погода хорошая, командовал: «Чего сидеть в классе?» И мы все шли на реку, рисовали на набережной Западной Двины. В каждом ученике он стремился открыть изобразительность. Учил видеть жизнь. Но тогда мы этого не понимали, конечно.
В Витебске 1930-х годов была интересная художественная среда. Каждую неделю ходил на выставки, встречи. Слушал, рот разинув. Мне было лет 13, когда увидел на выставке работы Пэна (Юдель Пэн — педагог, живописец, учитель Марка Шагала. — TUT.BY). Помню, рассматривал обнаженные фигуры на больших листах. Вскоре встретился с ним самим. Но это общение было мгновением.
— Виталий Константинович Цвирко — учитель в полном смысле этого слова (один из основателей художественного факультета Белорусского театрально-художественного института, сегодня это БГАИ. — Прим. TUT.BY). Мне кажется, когда он ушел из жизни, институт нужно было назвать его именем. Цвирко внес колоссальный вклад в изобразительную культуру республики. В нас, своих студентах, он развивал чутье живописи, учил пониманию красоты.
Помню персональную выставку Виталия Константиновича в Москве. Блестящая экспозиция — 150 работ. Из Самарканда приехали старенькие профессора, хорошо знавшие его. Подумал тогда: как это они доехали, все-таки возраст. На открытии они говорили в высшей степени уважительные слова о моем учителе. Это запомнилось и было познавательно для меня.
Леонид Дмитриевич смотрит на часы, и я замечаю на запястье рисунок. Спрашиваю робко: «В вашу молодость татуировки тоже были в моде?» Кивает, отвечает с иронией:
— Вывести оказалось куда труднее, чем сделать. Витебские умельцы нарисовали, еще до войны. Когда в армию призвали, пришел на медосмотр, снимаю рубашку, а у меня орел на груди.
В декабре 1941 года Леонид Щемелев был мобилизован. Прошел войну, служил в пехоте, кавалерии, был тяжело ранен в боях за Беларусь.
— То, что я видел в бою, в кино не показывают. Трагические вещи осознавать непросто. Сегодня любят снимать так, чтобы много криков, шума, спецэффектов. Но на нормального человека все это не действует. Мне ближе те фильмы, где больше правды. Вот «Летят журавли». Сама обстановка реальна и напоминает то, что было. Там война показана через женщин. Как они жили в тылу, что чувствовали.
— В 1955 году в Москве открылась трофейная выставка Дрезденской картинной галереи. Люди с ночи занимали очередь, чтобы увидеть «Сикстинскую мадонну» Рафаэля. На моих глазах посетители музея падали на колени перед этой работой. Так сильно она на них воздействовала. И это в те годы, когда люди якобы не верили в Бога.
— Живет человек лет 70−80 — мой возраст не берем даже — это кратчайший путь. Я в свои 95 лет только начал что-то понимать. Что ты смог, а что не смог. Как относились к тебе.
Сегодня у ученых есть стремление увеличить протяженность жизни. Но хоть 500 лет живи, невозможно представить всемирность как суть.
Читать полностью: https://news.tut.by/culture/579704.html
Tags: Беларусь, Витебск, жизнь, искусство, образование, судьба, человек
Subscribe

  • Убийственный Париж (3)

    В ответе на вопрос, кем, собственно говоря, был Гросувр, заключается и ответ на вопрос, как он погиб. Но ответить на него так же непросто. Серый…

  • Убийственный Париж (2)

    В годы оккупации домом номер 205 по бульвару Мальзерб владел человек, чье имя французы произносят: Жозеф Жуановичи или Жоановичи. Как звучало оно в…

  • Убийственный Париж (1)

    https://seance.ru/articles/ubiystvenniy-parij/ Михаил Трофименков Но однажды, двадцать с лишним лет назад, я купил в Париже книжечку автора, о…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments