elena_2004 (elena_2004) wrote,
elena_2004
elena_2004

Jiva, Jyoti, Prema

amka.livejournal.com/48789.html



Katarina Jiva Vare – загадочная русская девушка, танцующая на индийских пляжах Гоа в составе дуэта PREMA, уже давно считает своим домом всю Вселенную.



Она рассказала нашему корреспонденту Medea о творческом проекте с мужем, о пути в трайбл через йогу, и о том, как поездка в Индию навсегда изменила жизнь одного архитектора.




Катя, почему именно трайбл? Что помогло тебе понять, что душа и тело находятся в гармонии именно с этим направлением из всего танцевального многообразия?

Это был долгий путь. Сначала три года латины: сальса, меренге, кумбия, бачата. Так я впервые попала на сцену и впоследствии стала преподавать. Потом меня заинтересовал Восток, и я с головой ушла в беллидэнс на четыре года. Все эти семь лет я совмещала танцы и учебу в институте. Друзья и родственники уверяли, что танцы – это несерьезно: «Вот получишь диплом, начнешь серьезную карьеру архитектора» и т.д.

Диплом архитектора я получила, но вот бросать танцы и идти “пахать” в офис совсем не хотелось. Это было не только сложное время выбора жизненного пути, но и момент творческого кризиса – беллидэнс для меня был исчерпан, ничто больше в нем не грело: ни музыка, ни костюмы, ни пластика. Хотелось чего-то нового, свежего, хотелось выйти за рамки! Только вот куда? И однажды вечером в интернете мне попалось видео Рэйчел Брайс. Я была восхищена ее змеиной пластикой, ее танец был завораживающим, магическим, божественно красивым! После просмотра я три дня не могла спокойно спать: закрою глаза и вижу ее. Выбор был сделан.

Трайбл, словно свежий ветер, принес с собой неисчерпаемое поле для фантазии и импровизации, причем не только в самом танце, но и в выборе музыки и костюмов. И еще привлекал сам характер танца: если беллидэнс - это женственность и соблазнительность в усладу мужчинам (все-таки он достался нам как наследие культуры гаремов), то трайбл, на мой взгляд, все равно что реинкарнация стиля, который является прапрапрадедушкой танца живота, точнее, его древними корнями. Здесь танцующая женщина – Богиня и проводник божественных энергий в материальный мир.

В общем, Рэйчел тогда меня очень вдохновила и продолжает до сих пор вдохновлять и восхищать своим творчеством.

Расскажи, как ты стала гражданкой мира и начала путешествовать. Как влияет кочевая жизнь на создаваемые тобой танцы?

Получив диплом архитектора, я впала в депрессию – это был переломный момент жизни, время выбора. Либо поддаться давлению социума и пойти работать, думать о карьере, недвижимости, пенсии, и забыть про сокровенную мечту детства (я с трех лет хотела только танцевать, но семья всегда была против), либо..? И тут один хороший друг посоветовал мне поехать в Индию! Три месяца в этой сказочной стране окончательно смели все сомнения и укрепили меня в осознании правильности моего выбора: только путь сердца! С этого момента я сделала твердый шаг в сторону новой жизни, больше никаких рамок и социальных игр, только Свобода, Творчество и Любовь.

Что касается трайбла, то в тот момент в России о нем и не слышали, и было непонятно, с чего начинать. Но во время следующей поездки в Индию я встретила своего теперь уже мужа, Джойти, и стала выступать под живую музыку: барабаны, диджериду, ситар, флейты, ченай. Я вошла в трайбл через импровизацию под живую этническую музыку и ежедневные занятия йогой на гоанском побережье, а краски Индии вдохновляли меня на создание костюмов, которые я всегда шила себе сама.

Мой муж - француз, и путешествовать любит так же как и я, мы оба цыгане по своей натуре. Вся наша жизнь - это творчество и путешествия.

Думаю, что жизнь сама по себе и есть путешествие, и если мы много путешествуем, значит, проживаем множество жизней. Новые места, новые люди, другие краски и традиции, новые языки; все это расширяет, раздвигает границы восприятия, и, безусловно, обогащает любой вид творчества.

Как получилось, что ты предпочла создавать архитектуру танца вместо того, чтобы создавать архитектуру зданий?

На этот вопрос я уже частично ответила. Могу только добавить, что с детства хотела только танцевать, мечтала о балете, но семья всегда была категорически против. В Академию Художеств я поступила не потому, что грезила архитектурой, а потому, что с малых лет мне внушали, что без серьезного диплома о высшем образовании ты – никто. Это было что-то вроде отработки кармических долгов перед тем как навсегда выйти из системы и посвятить себя только творчеству. Уже после второго курса я начала совмещать учебу в архитектурном с работой танцовщицы. Это было тяжкое время дуальности.

Как сказал Карлос Кастанеда, «в жизни есть миллионы путей, но все они никуда не ведут. Есть единственно верный путь – это путь твоего сердца»

Сколько лет ты занимаешься йогой, и почему она стала частью твоей жизни?

Йогой занимаюсь последние три года. Это действительно часть моей жизни, неотъемлемая часть. Йога и медитация открыли мне глаза на мир в буквальном смысле, ответили на вопросы, что есть этот мир и что я делаю в нем. Йога не просто открывает ваше тело, ее физический эффект вторичен. Работа идет здесь прежде всего с энергией, но посредством тела. Йога есть духовный путь к истинному бессмертию. Что же касается земного аспекта, то благодаря практике йоги мы можем в короткие сроки открыть тело, сделать его сильным, гибким и пластичным. А тело, как известно, есть храм Души.

Для меня йога – это неотъемлемая часть трайбла, так как эта практика позволяет соединиться со своим высшим Я, осознать свое истинное предназначение, понять, что все Едино, все мы – одно племя, племя этой планеты.

Как возник творческий дуэт PREMA?

Своего мужа я встретила на берегу Гоа, это была не только любовь с первого взгляда, но и совместное творчество с первого дня знакомства. Джойти – музыкант, йог, жонглер, акробат, капоэйрист, волшебник. Он всему научился сам, его пример вдохновляет.

Свое имя на санскрите - Джойти, что означает «божественный свет», он получил от людей из толпы в Раджастане (штат Индии), когда стал выходить на улицу с кристальным шаром на голове. Свет преломлялся в сфере, создавая сияние, и люди на улице кричали ему в след: «Джойти, Джойти!» Свое имя силы я получила от знакомой женщины, родом из Индии; она видела наш совместный спектакль, и назвала меня Джива, что значит «вода жизни» или «энергия жизни». Когда же встал вопрос, какое название выбрать для нашего дуэта, то мы с мужем долго не думали и назвали его Према, что в переводе с санскрита означает «любовь».

Потом в интернете я наткнулась на статью, в которой говорилось следующее:

«В Индии люди верят, что наша душа обладает тремя основными силами — жизнь (джива), свет (джьоти) и любовь (према), которые обусловливают способность воспринимать, двигаться и чувствовать. Воля души имеет троичную, или триединую, основу: это желание быть, желание видеть и желание быть счастливым. Магнетическая сила души генерирует жизнь, любовь и сознание. Благодаря существованию этих трех сил души любое живое существо имеет три потаенных внутренних желания: жить вечно, знать абсолютную истину и быть идеально счастливым. Наличие таких стремлений указывает на то, что душа в нас не спит. Из них возникают три главных силы физического мира — энергия, свет и материя».

Так что PREMA - это наша судьба, наша любовь и вдохновение.

Твои учителя танца - кто они?

Музыка, зеркало и тело. Для меня танец – это прежде всего транс. Я всему научилась сама и, в буквальном смысле, на сцене. Время и место для отработки техники у меня появилось только в последние несколько лет, до этого я всему училась на ходу, в основном «выезжая» на природной одаренности. С момента, когда вся моя жизнь превратилась в танец и все, что с ним так или иначе связано, я стала много времени уделять практике танца, йоги, музыке, но, как и всегда, самостоятельно.

Я считаю технику важной частью танца, но не главной, так как танец сам по себе может быть и лишенным техники, но при этом завораживающим; но вот танец без души — это уже не танец, а всего лишь техника. У танцоров фламенко есть понятие «дуэнде», у африканцев — «дэндэ», волшебная сила, которая делает танец магическим, а песню шаманской. Технике можно научиться, а дуэндэ – это божественный дар, возможность входить в трансовое состояние, соединяясь со своим высшим Я, такое возможно для каждого, но при условии полной отключенности ума, рамок, понятий, техник, стилей. Тогда вы растворяетесь в танце, музыка проходит сквозь ваше тело, и вы становитесь самим танцем.

Хотя я и научилась всему сама, я считаю своими учителями всех тех, кто меня вдохновляет, это Рэйчел Брайс, Зоуи Джейкс, Свами Сатьянанда Сарасвати (основоположник Бихарской школы йоги), Елена Тарасова (студия индийского танца «Апсара»), Анна Павлова (она открыла русский балет миру), мой муж.

Что для тебя главное в творчестве? Придерживаешься ли ты каких-то канонов и правил, когда создаешь танец?

Для меня в творчестве действует лишь один закон – гармония. Это основной закон Вселенной, в ней все гармонично. Красота – это внешняя манифестация, видимое воплощение гармонии. Вся гармоническая система строится по универсальному закону композиции.

Я считаю, что задача артиста состоит в том, чтобы донести гармонию до зрителя и пробуждать от кошмарного сна всех тех, кто в погоне за комфортом и прочими фетишами этой техногенной эры совершенно сбился с пути, забыв, что все мы – творческие существа и рождены, чтоб сказку сделать былью! И что основы бытия – это гармония и любовь.

Неважно, чем именно человек занимается в жизни, любая деятельность, которая идет от сердца, любое дело, совершаемое с любовью, рано или поздно превращается в творчество. И это вклад каждого во всеобщую гармонию и благоденствие, потому что, занимаясь любимым делом, раскрывая свой творческий потенциал, мы приумножаем гармонию внутри себя. Тогда однажды она так переполняет, что мы естественно начинаем ею делиться со всем миром.

Что же касается рамок и правил, то от себя могу сказать, что все это человек придумал, чтобы хоть как-то замаскировать отсутствие гармонии и связи с сердцем. Это касается не только танцев, но и всех областей цивилизованной системы общества. Там, где утеряна вселенская гармония, начинают придумывать правила игры. Много людей, много игр, разные правила. Начинаются противопоставления, сравнивания – кто хуже, а кто лучше.

Конкурсы - это не что иное, как замаскированная игра противостояний. Танец тут совсем ни при чем. Танец – это как воздух, мы все им дышим, а рамки, правила, дипломы – это всего лишь бизнес, схема добывания денег. Искусство здесь ни при чем.

Твои ощущения во время танца под живую музыку - опиши их, пожалуйста.

Под живую музыку создается ощущение, будто бы музыка проходит сквозь меня. Это состояние транса, глубокой расслабленности и полета. Каждый выход на сцену будто умираешь и рождаешься вновь. Это еще и единство с музыкантами - в этом момент я чувствую их, а они меня. Это словно единый живой организм, в котором жизненная энергия течет, циркулирует по кругу. Особенно меня вдохновляют барабаны и диджериду, я даже научилась играть на этих инструментах.

© Medea
Ноябрь 2010

Статья взята у Russian Tribal Mafia - http://www.tribalcafe.ru





http://vkontakte.ru/club20118955

http://www.myspace.com/premaom



Tags: jiva, jyoti, prema, Индия, гармония, искусство, йога, правила, танец, человек
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments