elena_2004 (elena_2004) wrote,
elena_2004
elena_2004

Господарь Василе Лупу

полностью http://iling.spb.ru/pdf/des/056gol.pdf
Василе Лупу, которого называли также Василием Албанцем, – один из самых знаменитых господарей Молдовы, годы правле- ния которого (1634 – 1653) стали периодом расцвета молдавской культуры. Василе Лупу не был сыном господаря, не был потомком какого-либо древнего молдавского боярского рода, не был даже уроженцем Молдовы. Некоторые современники Василе Лупу, а также некоторые историки, утверждали, что он был албанцем и родился в “арнаутском селе”, носившем название Албанитокори (Арванитокори) в окрестностях Тырнова (Болгария), и что род его про- исходил из Македонии или Фессалии. Младший современник Василе Лупу молдавский митрополит Дософтей, ставший впоследствии патриархом Иерусалимским, писал: “Василе воевода Лупул… происходит из Албанитокори, находящихся в придунайских краях, имея предков из Македонии”.1
Эту версию считали правдоподобной такие ученые, как А. Д. Ксенопол и Н. Йорга, ее придерживался также румынский историк и литератор Константин Гане. 2 Однако эти авторы склонялись к мысли, что Василе Лупу был не албанцем, а македорумыном (арумыном). Впрочем, Николае Йорга допускал, что Василе Лупу (а точнее – его отец, т.к. мать господаря он считал румынкой) мог быть представитеем какого-либо другого балканского этноса, например, греком, и в одной из своих работ написал: “В апреле 1634 г. молдавский трон был занят боярином Лупу, сыном уроженца Балканского полуострова и румынки”.3
Историк Ф. Бабингер, изучавший био- графию Василе Лупу, считал местом его рождения и родиной его предков село, ныне называемое Арнауткёй, расположенное неда 1 Dositei patriarhul Ierusalimului. Douг prefeюe єi Viaюa lui Meletie Sirigul. // Bianu I., Hodoє N. Bibliografie romвneascг veche. T.I, Bucureєti, 1903, P.307 - 311; см. также: Єerban C. Vasile Lupu, domn al Moldovei (1634 – 1653). Bucureєti, 1991, P.22; Gane C. Trecute vieюi de doamne si domniюe. Vol. I. Chiєinгu, 1991, P.414 2 Xenopol A.D., Istoria romвnilor din Dacia traianг, VII, P.15 (цит. по: Єerban C. Vasile Lupu, P.22); Gane C. Op. cit., P.197 3 Iorga N. Byzance aprиs Byzance. Bucarest, 1971, P.13, 167; ??. ?акже Єerban C. Vasile Lupu, P.22 57 леко от Разграда (Болгария).4 Одним из доводов этого автора в пользу данного предположения является свидетельство француз- ского путешественника, увидевшего в 1786 г. в этом селе “башенные часы на колокольне, вещь удивительную и редкую в Турции”.5 Путешественники, побывавшие в Молдове после 1640 г., отмечали, что на колокольне церкви Трех Святителей в Яссах, построенной по приказу Василе Лупу, также имелись часы, что было совершенно нехарактерно для местных церквей. 6
Румын- ский историк Ш. Андрееску предположил, что колокольню в селе Арнауткёй, у себя на родине, Василе Лупу возвел после заверше- ния строительства церкви Трех Святителей в Яссах. 7 Дмитрий Кантемир в “Описании Молдавии” называет нашего героя Василием Албанцем (Basilius Albanus).8 Кантемир отмеча- ет, что к его времени род этого господаря полностью угас: “Baronum stirpes, quales ab initio moldavica historia memorat, cunctae adhuc supersunt, … nullum adhuc periit vetus Moldavorum nobilium genus, si unicum Basilii Albani, Moldaviae principis, excipias, quod, cum olim amplitudine cuncta reliqua superaret, hodie penitus intercidit” (“Все боярские роды, о которых упоминают на- чальные молдавские летописи, сохранились до настоящего вре- мени и… до сих пор не вымер ни один древний род молдавской знати. Исключением является только род Василия Албанца, гос- подаря Молдавии, который некогда превосходил своей много- численностью все прочие, но в настоящее время угас совершен- но”).9
Кантемир утверждает, что Василе Лупу был выходцем из Эпира. Автор в резких выражениях говорит о его приходе к вла- сти: “При помощи денег, вопреки воле бояр, получил от турок место господаря Василий, родом из Эпира, который раньше на- зывался Лупул и который пожелал остаться с этим прозвищем и во княжении. Жители довольно терпеливо сносили это ярмо в течение нескольких лет, но в конце концов изгнали Василия Лупу- ла…”10. Утверждение Кантемира, будто Василе Лупу был родом из Эпира, также дало румынским исследователям основание ут- верждать, что он был македорумыном, т.к. в Эпире в XVI-XVII вв. проживало значительное число македорумын11.
В турецкой хронике Мустафы Наимы указывается, что во время пребывания Василе Лупу в Стамбуле каймакам Мехмед Табани-Ясси “представил его Кара Мустафа-паше, ведь оба они были арнаутами” 12. Николае Йорга, ссылаясь на документ, в котором указывается, что Василе Лупу с женой и дочерьми возвел монастырь в Калав- рите (Пелопоннес), предположил, что его предки происходили из этих краев. Большинство населения Калавриты составляли ал- банцы и македорумыны. 13 По мнению некоторых исследователей, в пользу албанского происхождения этого господаря свидетельствует его родовое имя – Кочи.
Румынский исследователь А.Урсэческу писал, что оно произошло от сокращенного на албанский лад имени “Константин”.14 Надо отметить, что имя “Василе” (“Василие”), напоминавшее о византийских императорах, наш герой взял, став господарем Молдовы, до этого он именовался Лупу Кочи. 15 Это имя можно увидеть на предметах церковной утвари, сделанных по его заказу и обнаруженных в Музее Хушской епископии (ру- мынская Молдова) в 1937 г. 16 Предположения об албанском происхождении и данное этому господарю прозвище “Албанец” нашли отражение в посвящен- ных его эпохе исторических романах “Свадьба княжны Руксан- ды” (“Nunta domniюei Ruxanda”) Михаила Садовяну и “Баллада о всаднике на белом коне” Михаила Ивасюка. Образ господаря – “албанца” рисуется в них не слишком привлекательным.
---
Надо отметить, что в рассматриваемый период в Молдавском княжестве, в состав которого входили большая часть нынешней Республики Молдова, так называемая Запрутская Молдова, ныне входящая в состав Румынии, где находилась столица княжества – г.Яссы, а также территория Черновицкой и части Одесской об- ласти современной Украины, проживало значительное число пе- реселенцев с Балканского полуострова. Существует большое ко- личество сведений о живших в Молдове греках и албанцах.
Гре- ки-фанариоты часто становились боярами и даже господарями. Одним из самых известных греческих родов был род Кантакузи- нов, давший немало государственных деятелей Молдове и Вала- хии. Наемные солдаты, составлявшие личную гвардию господаря как в Молдавском, так и в Валашском княжестве, были в боль- шинстве своем албанцами (арнауты). Слово “arnгut” в румын- ском языке имеет несколько значений: “албанец”, “наемный сол- дат”, “слуга”.25
Однако некоторые представители этого этноса достигали в Молдавском княжестве более высокого положения. Так, Д.Кантемир называет албанцем молдавского господаря Ге- орге Гику (годы правления 1658-1659), таковым его считает и К.Гане. 26 Существуют предположения об албанском происхожде- нии другого молдавского господаря, Георге Дуки, который кня- жил в Молдове дважды на протяжении конца 60-х – начала 70-х гг. ХVII в. Н.Йорга в своих работах называет его “албанцем” и “румелиотом”.27
На наш взгляд, сделать однозначный вывод о том, что Василе Лупу был македорумыном (арумыном), нельзя, т.к. рассматри- ваемый период не дает достаточного количества сведений о пред- ставителях этого этноса на территории Дунайских княжеств, и ни один из рассмотренных источников не указывает прямо на его македорумынское происхождение. О месте рождения Василе Лупу, как мы видели выше, также существуют разные мнения. Румынский историк Константин Шербан, посвятивший монографию жизнеописанию этого госпо- даря, считает наиболее вероятным, что родился он в Валахии, где его отец, Николае Кочи, долгое время занимал различные долж- ности при дворе28.
Лупу был третьим ребенком в семье Николае Кочи и его же- ны Ирины. Отец будущего господаря занимал различные долж- ности то при валашском, то при молдавском дворе29. Лупу начал свою карьеру в должности постельника при дворе валашского господаря. Позже он перебрался в Молдову, где в 1619 или 1620 г. женился на Тудоске, отцом которой был Костя Бучок, один из самых богатых и влиятельных бояр Молдовы того време- ни30. По всей вероятности, Лупу приложил руку к смещению с престола господаря Моисея Мовилы и весной 1634 г., по выра- жению Д. Кантемира, “при помощи денег… получил от турок ме- сто господаря”.31 Внешняя политика Василе Лупу была в значи- тельной мере ориентирована на Польшу. Его княжение отмечено враждой и соперничеством с другим известным политическим деятелем того времени – валашским господарем Матеем Басара- бом, с которым он не раз воевал. В 1652 г., после похода казаков и татар на Молдову, Василе Лупу был вынужден заключить союз с Богданом Хмельницким, выдав замуж за его сына свою дочь Руксанду.
В 1653 г. господарь Валахии Матей Басараб и тран- сильванский князь Ракоци послали в Молдову войска, чтобы по- садить на молдавский престол Георге Штефана, который был ве- ликим логофетом Василе Лупу. К ним присоединились поляки, присланные королем Яном Казимиром, который отвернулся от своего бывшего союзника. Василе Лупу бежал из страны. По- следние годы жизни, до 1660 г., он провел в Стамбуле32.

Tags: Албания, Балканы, Болгария, Греция, Молдова, Румыния, Турция, власть, история, человек
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments