elena_2004 (elena_2004) wrote,
elena_2004
elena_2004

Categories:

«Мы не понимали, что он в первую очередь хочет сделать из нас «человеков»

Главным своим учителем я считаю жизнь. Научить режиссуре невозможно. Это или есть, или этого нет. Можно приобрести чисто практические навыки в профессии, но стать настоящим режиссером — это дар Божий. Просто упорный труд здесь не поможет.
Я вспоминаю, как мне рассказывала Джемма Фирсова о том, как они на первом курсе в конце года бунтовали против лекций Александра Петровича Довженко, обвиняя его в том, что он их ничему не учит, а ведет бесконечные беседы. Она говорила: «Мы не понимали, что он в первую очередь хочет сделать из нас «человеков». А как свет ставить в кадре, может показать кто угодно! Довженко вскоре умер, а нам так и не смог его никто заменить. Мы остались беспризорниками. И только тогда ощутили всю глубину и ценность его уроков. Не разрушайте человека! Никогда не позволяйте себе этого».
Довженко оказал на меня тоже сильное впечатление. Не Эйзенштейн, а именно Довженко! Его фильм «Земля» — шедевр. Это высочайшая режиссура и такое тонкое восприятие мира в его парадоксальной красоте и жестокости! Такие фильмы делают умным сердцем, а не просчитывают разумом с математической точностью да линиями математического и ритмического монтажа. Все имеет право быть. Все жанры, стили, направления. Но кто учил Довженко? Откуда он вырос? Ведь у него не было учителей! Это и есть тот дар Божий, которым отмечены немногие. Важно, реализован он или нет. Это уже зависит только от человека и в некоторой степени от Ее величества Удачи.
---
Я работала над фильмом «Все проходит», и у меня вдруг среди монтажа «выскочил» американский сайт с какими-то мутными изображениями двух кораблей. Я хотела просто «сбросить» этот материал, но что-то меня остановило, и я начала смотреть. Надпись — «Таран в Черном море». Это было нечто! Снято с американского корабля «Йорктаун».
Меня так зацепила эта съемка, что я, бросив работу над «Все проходит», начала искать материал по этому инциденту. Американский корабль таранил СКР «Беззаветный». Это был февраль 1988 года. Ничего подобного в истории морского флота не было. Были воздушные тараны, но морских не было! Это первый и, наверное, последний случай в истории. Я искала «Беззаветный», мне сказали, что он «пошел на иголки». Есть такое выражение, когда корабль идет на утилизацию. Сказать, что я расстроилась, ничего не сказать. У меня стоял в горле ком. Как можно уничтожить такой героический боевой корабль?!
Ночью мне приснился сон, переходящий в явь. Я сидела на диване и видела себя под водой, перед моими глазами проплыла маленькая серебристая рыбка, и ко мне начал приближаться корабль. Я вдруг отчетливо осознала, что это «Беззаветный». Он лежал на дне моря. Он показался мне. Видение исчезло, а по моим щекам катились слезы. И тогда я поклялась, что сделаю фильм об этом героическом корабле и его экипаже. Материал собирать было очень тяжело. На все мои просьбы Министерство обороны отвечало полным молчанием. Материалы до сих пор засекречены. Но, слава Богу, фильм удалось сделать! Идея фильма в том, что Родину надо защищать! Иначе придется чистить чужие сапоги. Полна мистики гибель «Беззаветного». Когда его продали и тянули на распил в Турцию, он, совершенно мертвый, вдруг издал протяжный гудок – «попрощался» и ушел под воду. Он сам выбрал себе смерть и умер как боевой корабль.
Интервью с Татьяной Скабард http://poslednienovosti.info/ya-poklyalas-chto-sdelayu-film-ob-etom-geroicheskom-korable-intervyu-s-tatyanoj-skabard/
Tags: искусство, кинематограф, культура, психология, человек
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments