elena_2004 (elena_2004) wrote,
elena_2004
elena_2004

ЧЕРТИ БОЯЛИСЬ ЖЕНЩИН, А С МУЖЧИНАМИ ЛАДИЛИ


- Но от языческого пантеона божеств в современной культуре белорусов почти ничего не осталось.

- С приходом христианства «полномочиями» прежних божеств наделялись святые. Волос (Велес), отвечавший за животноводство, стал святым Власием. О властелине молний Перуне, от которого христианские святые Илья и Юрий получили свои функции, напоминает лишь слова «пярун» (молния) в белорусском языке и название деревни Перуново в Лунинецком районе. Хотя Перун считался богом-воином - как Один у скандинавов и Тор у германцев. Почти забыт всемогущий Род, а еще Лель - божество любви…
Помню, мама говорила моему сыну, своему внуку, лет тридцать назад: «Прычапіўся, як мара». Но объяснить, что это значит, она не могла. А ведь Мара у наших предков - это то, что могло не давать спать, отнимало здоровье или влияло на настроение.

Когда ребенок тянул руку к огню в грубке, бабка с дедом ему говорят: «Жыжа!» Это предостережение - от имени Жыжаль, бога домашнего огня. В одной из ритуальных песен, которую исполняли на похоронах самоубийцы, было: «Кыш, кашалака-жабалака, паленцам табе па барадзе…». Потому выражение «кыш!» могло относиться к древнему демону. А когда малыш трогал замерзшее окно, старшие произносили: «Зюзя!», неосознанно вспоминая языческого бога зимы. Сейчас Зюзю оживили в туристическом бренде на Поозерье, правда, от мифологии новый образ далек.
РУСАЛКИ МОГЛИ ЗАЩЕКОТАТЬ ДО СМЕРТИ, А БАБА-ЯГА БЫЛА КРОВОЖАДНОЙ

- Кого больше всего почитали из мифологических существ?

- По-особенному относились к Домовику. Жил он за печью и на печи, где часто грели кости дед и баба. И когда мыши скреблись в черном углу, говорили: Домовику не спится - его место занято. Славяне представляли его огромным или небольшим, красивым или сердитым - все в сравнении с человеком. А вот Домовенок Кузя из известного мультфильма на записанные за полтора века словесные портреты не похож. Еще считалось, что младший сын в семье - Домовик, ему досматривать отца и мать. Ну а в доме без Домовика царил разлад. На Полесье о таких соседях говорили: «У хаце мацюкі гаспадараць».

- Вы часто проводите параллели с персонажами массовой культуры - они далеки от настоящих мифологических существ?

- Да, это и результат того, что мифология долго считалась пережитком прошлого, и итог эксплуатации выдуманных еще в XIX веке персонажей, и попытки нынешних этнокультурологов искусственно приблизиться к европейской мифологии. В итоге получается много вторичного. Сейчас раскрутили цмоков, напоминающих то ли маленьких драконов, то ли небольшое Лох-Несское чудовище. Но они, как и Змей Горыныч из русских сказок, - не наши персонажи. У белорусов было Цуда-Юда - трехголовое, а то и с 6, 9 или даже 12 головами. Думаю, этот персонаж стали представлять так, когда монголо-татары приходили на земли восточных славян и стреляли из катапульты бочками с горящей нефтью, у нас неизвестной. Когда нефть в полете разливалась огненными пятнами, появилась ассоциация с огнедышащим многоголовым чудовищем.
--
- В нашем фольклоре почти не встречается случаев, когда мелкие демоны и «бажаняты» убивали человека, - говорит Алексей Ненадовец. - Но чертей, «нячысцікаў» остерегались, хотя их считали «рахманымі», терпеливыми, доверчивыми даже. Это, наверное, отпечаток характера белорусов. А еще интересно, что мужчина с чертом мог договориться. Вспомните, нашу народную сказку «Чортаў скарб», где черт в итоге даже качал детей в люльке у главного героя Янки. Или гоголевские «Вечера на хуторе близ Диканьки», когда кузнец Вакула оседлал черта. А вот женщин черти боялись, они от них получали то серпом, то котелком, то вилами, то колом.

Конечно, представления о персонажах и их проказах формировались в быту. Дед с бабой могли лежать на полатях, а тут удар в стену - они на пол. И назавтра рассказывают, мол, черти пошутили. А это молодежь гуляла, и ребята колом врезали со всего разгона по стене. На моей родной Пинщине мужик выскочил среди ночи из дома разогнать шумных парней. Те его схватили и закинули в колодец. Когда утром дядьку достали, он клялся, что это происки чертей: «Каб хлопцы, дык яны мяне задам уніз кінулі б, а гэтыя - галавой». А при переезде в новую хату в старой Домовику оставляли поднос с хлебом и кашей. И просили его перейти вместе с хозяевами. Если через пару дней каша была съедена, считали, что он согласился. Хотя там наверняка похозяйничали мыши...

- Однако лучше поберечься, чем наоборот - это ведь белорусский принцип?

- Конечно, и дом в этом смысле был крепостью. К примеру, сейчас пошла мода убирать пороги в деревенских домах после ремонта. А ведь он считался границей между миром живых и миром мертвых. Лет пятьсот назад под порогом хоронили родителей - хозяев дома. И там же, считалось, жили уж и уженица - их воплощения. Еще там хоронили некрещеных детей. На порог нельзя было садиться, а тем более что-то на нем сечь топором - так тревожили Домовика, нарушали порядок в доме, обижали живших прежде. А почему наши предки на новоселье стали пускать перед собой кота? Это теперь придумывают что-то про уют, а тогда считалось, что если в новой хате есть нечистая сила, то пусть она кота лучше схватит, а не человека.


https://www.kp.by/daily/26932/3982612/
Tags: Беларусь, белорусы, миф, старые фотографии, этнография, язычество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments