elena_2004 (elena_2004) wrote,
elena_2004
elena_2004

Categories:

Таежный тупик на новый лад или однажды, 28 лет спустя


https://www.kp.ru/putevoditel/interesnye-fakty/kak-zhivut-starovery-v-sibiri/
Поселок Бурный основали в 1933 году две старообрядческие семьи: Алексея Щеголева и Павла Захаркова. Они пришли в эти места из Томской области, спасаясь от коллективизации и раскулачивания. На карбасах, груженных крестьянским скарбом и детьми, они прошли по Обь-Енисейскому каналу в Красноярский край и двинулись на север, чтобы подобрать место для строительства домов. Обосноваться решили на левом берегу золотоносной реки Вельмо – притока Подкаменной Тунгуски, в устье небольшой речки Бурной, которую эвенки называли Тельма, что означает «гремучая».Новоселы были староверами титовского толка, названного так по имени его основателя - Тита Тарасовича Выгвинцева. Он жил в 19 веке, был волостным писарем, 25 лет отслужил на флоте, имел звания и награды. Наставником Тит Тарасович был избран за исключительную память. Рассказывают, что он «помнил не только то, в какой книге, но и на котором листу что написано». Поэтому к его мнению всегда прислушивались старообрядцы из разных согласий и примыкали к его братству. С Урала титовцы перебрались сначала в Томскую область, а в начале прошлого века начали селиться в Красноярском крае. Сегодня здесь в 13 районах (и на севере, и на юге) живет более трех с половиной тысяч старообрядцев самого разного толка.
Важно понимать, что Сибирь осваивали именно старообрядцы. Хотя в то время понятия такого не существовало, ведь раскол случился в середине 17 века, а «за Камень» торговые люди, казаки и монахи ушли задолго до начала церковной реформы патриарха Никона. Именно по этой причине в Сибири старообрядцев часто причисляют к коренным жителям наравне с малочисленными народами севера.

Жители Бурного до наших дней сохранили старинное благочестие, традиции отцов и дедов. Мужчины трудолюбивы, не курят табак и не сквернословят. Женщины, как их бабушки покрывают голову платком в знак смирения и покорности отцу, мужу и Богу. Молодые женщины завязывают его под затылком, старушки - под подбородком. Жительницы Бурного не пользуются ни косметикой, ни украшениями.
---
Женитьба вообще дело непростое и хлопотное. Симпатичных девушек и парней в Бурном немало, но многие из них приходятся друг другу родственниками, а староверы выверяют степень сродства между вступающими в брак до седьмого колена. Существует еще и запрет на «родственников по кресту»: нельзя жениться, к примеру, на крестнице и даже родственнице крестников.
Поэтому за женихами и невестами молодежь в сопровождении старших родственников ездит в поисках суженого по другим староверческим деревням. Однако далеко не во всех можно свататься. К примеру, в соседней Кузьмовке - до нее зимой на снегоходе, летом на лодке часов пять ходу - тоже живут староверы, но они относятся к другой ветви. А супруги непременно должны принадлежать к одному старообрядческому согласию.
Филимон Ермолаевич Вершинин имел 13 детей и каждому собственноручно помогал искать жениха или невесту. Впрочем, было в этой семье как минимум одно исключение из общих правил. В Людмилу - дочь Филимона Ермолаевича - влюбился приезжий парень. Николай Рубцов окончил в Иркутске пушно-меховой техникум и по распределению приехал в Эвенкию.
- Вижу девушку неземной красоты! Влюбился с первого взгляда, - вспоминает Николай. - А она на меня внимания не обращает. Решили мы с товарищем пойти к Вершининым свататься. Филимон Ермолаевич усадил за стол, начал нас угощать. Говорит: «Мы люди верующие, жениться должны по закону, а ты в Бога не веришь, не могу я дать согласия на вашу свадьбу». Не понравился я ему.
Николай не отступал, приезжал каждые выходные. Между прочим, двести километров на моторной лодке в одну сторону! А потом и вообще добился перевода в Бурный. Пришлось Филимону Ермолаевичу сдаться. Но он поставил Николаю условие - принять старообрядческую веру.
Сейчас у Рубцовых восемь детей: четыре дочери и четыре сына. Четверо внуков, пятый на подходе. Шестерых детей он принял у жены сам, дома. Только первенца Людмила рожала в больнице. И еще восьмого - Домиана. Врачи настояли, чтобы «старородящая» Рубцова была под их присмотром.
Tags: Россия, Сибирь, воспитание, культура, природа, семья, староверы, фотография, человек
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment