https://zen.yandex.ru/media/dorogoi_dnevnik/dnevnik-glazami-istorika-v-poiskah-feikov-poddelok-i-kupiur-5d98825c9515ee00ae452142
Если документ попадает в архив, то должны быть отметки, как он там оказался (кто и когда его передал на хранение). Даже на примере «дневника» Распутина, неизвестно, как эти две копии попали в ГАРФ. Кроме того, одна из копий хранится в фонде фрейлины А. Вырубовой, дневник которой тоже подделывали.Сложнее обстоят дела, когда дневник попал в руки публикатора вне архивного ведомства. «Дневник» Лаврентия Берии, кстати, тоже якобы попал в руки публикатору Сергею Кремлеву в виде копии, переданной в портфеле неизвестным человеком в Александровском саду. В качестве доказательства «подлинности» документа был приведён только длинный лирический рассказ о встрече с этим анонимом, но никаких фотокопий представлено не было.
Даже в руки электронного архива «Прожито» дневники попадают разными путями. Рукописи может передать автор или его наследники, поэтому историю дневника можно восстановить. Но есть случаи, когда записи отыскивают на помойках, в заброшенных домах, и в лучшем случае мы знаем имя и фамилию автора, зачастую, её авторы так и остаются анонимами. Дневник школьницы из Старой Руссы Марии Кузнецовой имеет такую же судьбу — он был найден на свалке в Санкт-Петербурге. Поскольку автор имел связи во время войны с немецкими солдатами, она попала в поле зрения НКВД (на это указывали пометы красным карандашом, сделанные в дневнике следователем), и мы смогли найти в архиве уголовное дело, откуда этот документ выпал, что доказывает аутентичность документа.
--
Погоня за наживой — не единственный мотив делать фальсификации. В середине 1920-х гг. в советском журнале печатался «дневник» фрейлины Анны Вырубовой, которая была свидетелем жизни царской семьи накануне Февральской революции 1917 года. Достаточно быстро обман был раскрыт; даже сама Вырубова открещивалась от текста. Автор мистификации до сих пор неизвестен, но считается, что это дело рук историка Павла Щёголева и писателя Алексея Толстого. Там описывалось пьянство и безволие Николая II, и это показывало предопределённость краха самодержавия в России.