elena_2004 (elena_2004) wrote,
elena_2004
elena_2004

Categories:

"Черная риторика или Попробуй обнять собеседника до смерти"

https://pro.rbc.ru/demo/5e5cf3a89a7947120c3a3047?from=newsfeed
— Сегодня потребители то и дело протестуют, когда считают, что какая-либо компания сделала что-то неправильно. И компании обычно не спорят, а сразу извиняются. А как на самом деле им надо вести себя в этой ситуации?
— Я бы рекомендовал им делать то, что они считают правильным. Приведу пример. Люди выяснили, что в одной только Германии каждый год выбрасывается столько использованных капсул Nespresso, что ими можно наполнить 500 грузовиков. Общество возмутилось: мы не хотим больше этого алюминия и пластика! И тогда Nestle стала разъяснять, что вообще-то только 5% использованных капсул превращаются в мусор, а остальные можно использовать заново. Если вы выбросите их в обычный желтый мусорный мешок, их будут сжигать, но вы можете собрать их в специальный пакет и отправить компании для повторного использования. Еще они рассказывают, что у них самые экологичные кофейные плантации и журналисты могут воочию убедиться в этом. Правда, нюанс в том, что таких плантаций 14, а пускают только на одну из них. Но пускают же! И журналисты потом не догадываются спросить, почему они не могут посетить остальные.

— Получается, что убедиться в этичности работы компаний все равно невозможно.
— Я веду курсы по бизнес-этике, где мы разбираем конкретные кейсы. Вот вам один «факт»: королевство Бутан считается государством с самыми счастливыми подданными — там регулярно проводится исследование уровня счастья населения. Но население страны — 700 тыс. человек, а в исследовании принимают участие 7 тыс. госслужащих, которые живут в столице и получают жалованье непосредственно от короля. Это, конечно, чистой воды PR-трюк. Таких подтвержденных исследованиями «фактов» очень много.

— Манипулятивные приемы лет через десять тоже будут работать? Или придется придумывать что-нибудь новое?

— Это социопсихология в действии. Она никуда не денется. Моим детям сейчас 21 и 24 года, и они постоянно используют эти техники, даже не подозревая, что это черная риторика. Я говорю дочери: «У тебя прекрасно получается хоронить противника в споре! А теперь попробуй другую стратегию — обнять собеседника до смерти. Прояви эмпатию, похвали оппонента». Ему будет еще сложнее с этим справиться, и тут черная риторика сработает вдвойне хорошо. Если я скажу оппоненту, что я сейчас его уделаю, это открытое объявление войны. А если сказать: как замечательно беседовать с таким собеседником, как вы, то защитные механизмы собеседника выключатся — он перестанет рассчитывать на атаку. То же самое и в единоборствах, которыми я много занимался в детстве. У меня никогда не доходило до реальной драки. Если ситуация начинала пахнуть жареным, я говорил: «Я не собираюсь драться, мне страшно, я богослов» (смеется), а потом я вставал в позу каратиста. И противник всегда отступал.

--
— Каждый человек старается убедить людей в своем мнении, в верности своих аргументов. «Я просто хочу быть правым и хочу, чтобы другие тоже признали, что я прав». И если я использую все возможные средства, чтобы подорвать позиции собеседника, в этом нет ничего плохого. То есть я могу, например, завести вас в тупик, чтобы вы продемонстрировали ограниченность своего суждения. И это — вполне окей. А вот если я использую дискуссию с вами, чтобы лично вас дискредитировать или унизить, тогда это уже совсем не окей.

— Давайте просуммируем. Получается, что, пока вы рассуждаете о предмете дискуссии, это режим нормальной риторики, а вот когда пытаетесь одержать победу за счет того, что вызываете у собеседника определенные чувства, — тут уже начинается «чернота». Правильно?

— Да. Я бы добавил еще один критерий: демонстрируете ли вы уважение к собеседнику. Если ответ на этот вопрос — «нет», это черная риторика.

— И при этом, как вы сказали, эта черная риторика все равно может быть использована вполне этично?

— Да, именно. Главное — отдавать себе отчет в том, с какими намерениями ты это делаешь. Я преподаю экономическую этику в нескольких вузах и всегда стараюсь донести до студентов эту идею: можно делать все, что угодно, но при этом необходимо четко понимать последствия — для себя и для собеседника. В этике есть такой принцип: задайся вопросом о том, что будет, если окружающие узнают о том, чем ты занимаешься? Сможешь ли ты это принять? Если да — хорошо. А если нет, тогда задумайся, является ли твое поведение правильным.
Tags: общество, психология, суета, товар-деньги-товар, цивилизация, человек
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment