elena_2004 (elena_2004) wrote,
elena_2004
elena_2004

Categories:

Подводная артерия жизни

https://www.kp.by/daily/27127/4211679/
78 лет назад, весной 1942 года, ситуация с топливом в осажденном Ленинграде сложилась катастрофическая. Горюче-смазочных материалов оставалось не более чем на 100 дней. На голодном топливном пайке были авиация, механизированные войска, суда Ладожской флотилии. Пожарные машины не могли выехать на пожар, а санитарные - для оказания помощи раненым и больным. И, пожалуй, главная проблема - не было возможности доставлять продукты умирающим от голода ленинградцам.
«А что если под Ладогой по дну провести бензопровод?» Этой спасительной для блокадного города идеей поделилась с начальником Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта главный инженер 27-го отряда ЭПРОН (Экспедиция подводных работ особого назначения) Нина Соколова. Первая в СССР женщина-водолаз, получившая боевое крещение еще в войне с белофиннами, она в начале блокады уже прокладывала линию спецсвязи по дну Ладожского озера.

И теперь, прямо в самолете, где и происходил разговор, Соколова не просто предложила выход из ситуации, но и нарисовала на клочке бумаги схему будущего трубопровода.
Нина Соколова первой провела промеры глубин и рельефа Ладоги.
«В этом была она вся - надеть тяжелый костюм, спуститься под воду, - рассказывает Марина Лабецкая, дочь Нины Васильевны. - Взять только один ботинок - его же не поднять! Маму после окончания Ленинградского института инженеров водного транспорта направили в Экспедицию подводных работ особого назначения (ЭПРОН). Сначала она работала в Ленинградском порту, потом в Сочи на строительстве порта. Тогда и решила, что, как квалифицированному инженеру, ей необходимо иметь навыки строительства подводных объектов. И добилась, чтобы ей разрешили получить профессию водолаза».
К моменту начала строительства подводной магистрали ЭПРОН уже имел опыт работы в блокадном городе. За первые 2 недели работы Дороги жизни по замерзшему Ладожскому озеру под воду ушли более 150 машин, и водолазы
ЭПРОНа доставали их со дна. Они же поднимали зерно с затонувших барж - за несколько месяцев более 400 тонн. Стандартное снаряжение тяжелого водолаза военных лет весило от 80 до 85 кг, только каждый ботинок тянул на 12 кг. Работать приходилось под обстрелами и бомбежками.

Первую километровую плеть решено было уложить в створ 26 мая. В самом начале строителей постигла неудача. На озере разыгрался шторм, и, когда рабочие попытались установить уже сваренную плеть, крепление оборвалось и плеть ушла под воду. После этого инцидента было принято решение впредь не работать в подобных условиях.
Проект был реализован в рекордные 46 дней. На объекте одновременно трудились порядка 1000 человек. Военные водолазы почти не выходили на поверхность, работали по 20 - 22 часа в сутки. Нина Соколова вместе с ними прошла этот подводный отрезок в 21 километр туда и обратно, причем не один раз.
К вечеру 19 июня первые цистерны с автобензином были налиты на ленинградском берегу в Борисовой Гриве и отправлены по назначению во фронтовые части. Так начал действовать первый военный подводный бензопровод. Нина Соколова за прокладку подводного трубопровода по дну Ладоги получила свой первый орден Красной Звезды. Потом были второй и другие награды. Она прошла всю войну, дважды была ранена. После войны преподавала в Высшем военно-морском училище им. М. В. Фрунзе. Ушла из армии в 1958 году в звании инженер-полковника Военно-морских сил.
Tags: Ленинград, СССР, война, жизнь, история, судьба, человек
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment