elena_2004 (elena_2004) wrote,
elena_2004
elena_2004

Categories:

Крещение славянских народов. Времена, когда Польша была православной (1)

http://forum.rusbeseda.org/index.php?topic=17016.0
Официальной датой принятия Польшей христианства считается 966 год – год крещения Мешко. О крещении Мешко 1-го очень скупо сказано только в двух источниках: в "Хронике" Галла Анонима и в "Хронике" Титмара. Эти документы проанализированы историками. Выявлена любопытная информация. Так, в "Хронике" Титмара говорится, что Мешко был погружён в различные языческие заблуждения и его супруга Дубравка искала способ соединиться с ним в вере. Таким образом, Титмар не назвал Мешко язычником, а только погруженным в языческие заблуждения. Жена же его не хотела обратить мужа в христианство, а только соединиться в вере. Действительно, неправдоподобно, чтобы княжна-христианка в то время вышла замуж за язычника. Титмар не даёт никакой конкретной информации о крещении Мешко, что подтверждает вышесказанное об изначальном христианстве польского князя. Он был христианином с детства, только не одного обряда с Дубравкой. Первые строки Анналов Красинских («Мешко крестится Кириллом и Мефодием, а Адальберт совершает над ним миропомазание») есть символическое сообщение о переходе крещёного ранее в Православии Мешко на латинский обряд.[23]
О зафиксированном Галлом Анонимом чуде прозрения Мешко в детстве при крещении (у Галла – пострижении) сообщалось выше. Вот и получается, что в 966 году не было ни крещения Мешко, ни крещения Польши. И Мешко был христианином, и Польша уже была христианской страной, только не латинского, а славянского, православного обряда. В 966 году произошла лишь смена обряда на латинский и подчинение Польши Риму. Кстати, история не сохранила ни одного факта уничтожения, сжигания или бросания в реку языческих идолов при "крещении" Польши в 966 году, будто их и не было. Такие случаи были описаны при крещении Руси, при захвате в 1168 году датчанами языческой Арконы… При официальном "крещении" Польши, повторим, ничего подобного не наблюдалось. То есть к 966 году язычество в этой стране отсутствовало. С ним было покончено много раньше.
--
В послевоенной Польше дискуссию о существовании славянской митрополии начал Ежи Уминьский анализом сообщения Галла Анонима о двух митрополиях.[13]
Исследование этой темы развили Хенрик Пашкевич, Каролина Лянцкороньская, Ежи Клингер и Збигнев Добжиньский. Этими и другими исследователями на сегодня создана концепция появления славянской митрополии в Кракове после изгнания из Моравии учеников св. Мефодия. Перенесение Гораздом митрополичьей кафедры в княжество вислян сделало славянскую митрополию в Польше продолжением и наследницей митрополии св. Мефодия.[14]

Следует помнить, что большая часть учеников свв. Кирилла и Мефодия ушла в Болгарию. Болгарская церковь 4 марта 870 года получила статус автономной Архиепископии в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Духовно-просветительская деятельность пришедших из Моравии учеников свв. Кирилла и Мефодия необычайно быстро подняла её значение. В 919 году, после побед над греками, болгарский князь Симеон провозгласил себя «царём болгар и ромеев». В том же 919 году на соборе в Преславе была провозглашена автокефалия Болгарской церкви. Мирным договором 28 октября 927 года Византия признала архиепископа Доростольского Домиана болгарским Патриархом. Причём титул соответствовал реальному положению. В правление царя Петра в Болгарской церкви насчитывалось не менее 28 епископских кафедр. Таким образом, в Европе возник третий христианский духовный центр. Константинополь объединял вокруг себя православных греков, Рим – латинско-германский мир, Болгарский патриархат в Доростоле – православных славян. Несомненно, ученики солунских братьев поддерживали между собой тесную связь. Поэтому православные в Малой Польше и Силезии вошли в юрисдикцию Болгарского Патриархата. Связи этого региона с Болгарией были ясны современникам. Не случайно папа Иоанн 13-й в послании к чешскому князю Болеславу 2-му по поводу создания в 973 году пражского епископства запрещал привлекать на должность епископа "человека, принадлежащего к обряду или секте болгарского или русского народа, или славянского языка".[15]

Археологические открытия последнего времени подтвердили факт христианизации Польши славянскими миссионерами. В 1954 году профессор Варшавского университета В.Антоневич нашёл в Вислице под мостовой фундамент небольшой церкви (4,65 на 3,30 м.) предроманской эпохи. Эта церковь идентична церквям в Старе Место (Моравия) и в Праге (Чехия). Под северной стеной церкви было обнаружено гипсовое дно баптистерия (крестильни) диаметром 4 метра и глубиной 35 см. Стены баптистерия были деревянные. По тогдашним обычаям взрослых крестили путём полного погружения в воду. Баптистерии строили при епископских кафедрах. И, раз церковь в Вислице была построена над баптистерием, им долгое время уже не пользовались. Это значит, что взрослых язычников в округе уже не было. Их массовое крещение происходило лет на 70 раньше строительства церкви, то есть в конце 9-го века [16]

Зофья Вартоловска ("Dzieje Wislicy w swietle odkryc archeologicznych") связывает обнаруженный баптистерий с покорением вислян великоморавским князем Святополком 1-м в 874 году. Об этом говорил цитированный выше отрывок текста "Жития св. Мефодия". В 10-м веке над уже ненужной тогда крестильней построили церковь, а в 11 веке к ней пристроили часовню для захоронения умерших. И это подтверждает славянский характер данного храма. На Западе в то время уже сложился обычай хоронить знатных покойников прямо в храмах, даже в алтарях костёлов. На Востоке же остались верны древнему обычаю захоронения знатных людей в особых часовнях. Например, особая надгробная часовня была пристроена к киевской Софии для захоронения в ней Ярослава Мудрого. В вислицкой часовне обнаружено четыре захоронения. Усопшие лежат лицами на восток, что характерно для православных. Судя по останкам, это захоронения высоких церковных лиц. Поэтому Зофья Вартоловска утверждает, что в часовне захоронены славянские епископы. Это подтверждается обнаруженным археологами фундаментом палатиума (резиденции епископа), связанного с церковью.[17]

Надгробная часовня в Вислице свидетельствует о связи этого духовного центра с Киевом и Моравией, но не с латинским миром. И находка эта – не единственна. Подобный вислицкому фундамент был обнаружен в 1961 году под костёлом св. Сальватора в Кракове (на Звежыньце). Под нынешним костёлом оказался фундамент церкви 10-го века, имеющий в плане греческий крест. На его развалинах была построена романская ротонда.

Существует огромное число работ о ротонде Девы Марии (ныне – свв. Феликса и Адаукта) на Вавеле в Кракове. Архитектура этой церкви оказалась родственной архитектуре церкви в Вислице, а также архитектурного комплекса 10-го века в Острове Ледницком в Великой Польше. Все они связаны с традицией восточного христианства. В Острове Ледницком открыта часовня, имеющая план греческого креста, и пристроенный к ней палатиум (резиденция епископа). Остатки подобной церкви моравского православного стиля с пристроенным палатиумом археологи нашли в Перемышле.[18]

Восточное происхождение имел и старейший христианский центр, существовавший во времена Мешко 1-го на месте нынешнего познаньского кафедрального собора. Кристина Юзефовичувна выделила три явно восточных элемента его архитектуры. Это:

1. Три крестильные бассейна, подобные крестильне в Вислице, для крещения полным погружением. Латиняне, кстати, тогда уже не крестили полным погружением, что было предметом спора между "odro romanus" и "odro orientalis".

2. В фундаментах познаньского собора были обнаружены следы поперечной стены, отделяющей алтарь от храма в виде восточного иконостаса. Эта стена была, естественно, впоследствии разобрана латинянами.

3. В византийском стиле в соборе помимо основной были ещё две боковые апсиды, соответственно "prothesis" и "diaconicon".[19]
Tags: Византия, Польша, Чехия, археология, государство, история, культура, религия, христианство, церковь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment