elena_2004 (elena_2004) wrote,
elena_2004
elena_2004

Categories:

Крещение славянских народов. Времена, когда Польша была православной (3)

Болеслав Смелый много воевал в Венгрии, помогая добыть власть Гезе (в 1063 году) и Ласло-Владиславу (в 1077 году). Воевал он и в Чехии, и в Поморье. Король активно вмешался в дела на Руси, совершив поход на Киев, чтобы посадить на великокняжеский престол своего дядю Изяслава. Изяслав, изгнанный из Киева, ездил за помощью аж к римскому папе, обещая в случае удачи подчинить Русь юрисдикции Рима. Это привело даже к заигрыванию латинян с православными. На коронации Болеслава Смелого в 1076 году вместе с шестью латинскими бискупами участвовало семь славянских епископов.[42]
Но сей король вёл весьма распутную жизнь. Однажды он увёл у некого рыцаря Мстислава жену Кристину. Краковский епископ Станислав публично обличил короля в грехах, а, когда это не подействовало, проклял его. 11 апреля 1079 года Болеслав приказал убить епископа Станислава, что и было сделано на Вавеле между двумя кафедральными соборами.Это злодейство не вызвало никакой реакции в польской католической иерархии. Архибискуп гнезненский Пётр ни в чём не упрекнул короля, не послал протеста в Рим. Папа Григорий 7-й не наложил на Болеслава никаких клятв. Латиняне вели себя так, будто смерть Станислава была им на руку.[43] Много лет позднее, только в 1250 году, начались хлопоты о канонизации Станислава.
Исследования показывают, что Станислав был епископом славянского обряда. Среди многочисленных детей киевского князя св. Владимира летописец Нестор упоминает Станислава и Мстислава, но не пишет о судьбе Станислава после смерти св. Владимира и братоубийственной борьбы на Руси, в которой погибли Борис, Глеб, Святослав, а затем и сам Святополк Окаянный.

В борьбу была вмешана и Польша. Болеслав Храбрый в 1018 году даже захватил Киев, но вскоре был вынужден покинуть столицу Руси, уведя "с собою многих бояр российских и сестёр Ярославовых…"[44]

Ушёл с Болеславом в Краков и Анастас, фактический глава православной церкви в Киевской Руси при св. Владимире, вывезенный им из Корсуня.

Во время этих бурных событий Станислав Смоленский был ещё малолетний. Сведения о его смерти в летописях отсутствуют. Поэтому очень вероятно, что Станислав вместе с сёстрами, Анастасом и многими боярами был вывезен в 1018 году в Краков. Великокняжеское происхождение и родство с королевской семьёй открывали перед ним и его потомками большие возможности.

Существовал обычай, по которому старшему сыну давали имя деда. Епископ Станислав вполне мог быть правнуком св. Владимира и внуком увезённого в Краков Станислава. А Мстислав, у которого король увёл жену, вполне мог быть его младшим братом, получившим имя в честь дяди, Мстислава Тмутараканского. Чтобы быть епископом в Кракове, нужно было высокое происхождение. Правнук св. Владимира более всего подходил на должность славянского епископа в стольном городе, где матерью короля была внучка св. Владимира, а женой – русская княжна Вячеслава.

Русское происхождение епископа Станислава подтверждают: имя его отца – Велислав, и название родового поместья – Степанов. У Длугоша можно найти описание трёх событий, подтверждающих православие Станислава. Так, пригорок в Боровне, где Станислав молился всю ночь, получил народное название "Попова гора". В Польше попом именуют только православного священнослужителя. Далее, шляхтич Ян из Бжежницы выгнал Станислава, приехавшего освятить построенный им костёл. Ян ожидал латинского бискупа, а приехал православный епископ. Наконец, когда рыцари не решились выполнить королевский приказ зарубить Станислава, король крикнул им: "Что, попа боитесь?"

Длугош многократно повторяет, что ни гнезненский архиепископ Пётр, ни другие латинские епископы ни в чём не попрекнули короля. Они явно радовались развитию конфликта короля со Станиславом. В то же время проклятие Станиславом короля не вызвало никакой реакции в Риме, как проклятие нелатинского епископа. Ведь с 1054 года Рим разорвал отношения даже с Константинопольским патриархом, предав Православную церковь анафеме. Со славянскими епископами в Польше можно было теперь не считаться.

По этой причине Болеслав Смелый ещё три года правил в Польше и оставил Краков только после того, как ему перестал повиноваться простой народ, у которого король убил епископа. Болеслав бежал в Венгрию, к королю Владиславу (Ласло), у которого прожил ещё три года. Венгерский король, конечно, должен был испытывать благодарность за оказанную ранее помощь. Но, в любом случае, Ласло, причисленный Римом к числу святых, не стал бы держать у себя проклятого убийцу, если бы проклятие было наложено католическим епископом. Проклятие же православного епископа им всерьёз не воспринималось. И только в 1084 году на охоте Болеслав Смелый был загрызен собственными охотничьими собаками.[45]

В отсутствие короля Краков был занят чешским князем Вратиславом, сторонником, кстати, славянского обряда. В 1086 году венгерский король Ласло (Владислав) отбил Краков и посадил там королём Мешко 3-го, единственного сына Болеслава Смелого. Этот Мешко погиб очень скоро, в 1089 году.

Только тогда в Краков переместился брат Болеслава Владислав Герман (ум.1102 г.). Вот при нём и его сыне Болеславе Кривоустом (ум. 1138 г.) и была произведена окончательная латинизация церкви в Польше. Последними славянскими епископами в Кракове исследователи считают Ламберта 3-го (1092-1101 гг.) и Чеслава (1101-1103 гг.).[46] Длугош писал о Чеславе, что тот был устранён с кафедры за то, что не находил нужным просить Рим о своём утверждении в сане краковского епископа.[47]

В 1103 году краковским епископом был поставлен француз Балдуинус. Кардинал Иво, папский легат также французского происхождения, провёл реорганизацию церкви в административном плане. Был придуман идеальный вариант. Славянские епархии были преобразованы в архидиаконаты. Архидиакону сохранялась административная власть епископа, чем лично он мог быть доволен. Но архидиакон, в отличие от епископа, никого не мог посвящать в священный сан. Ситуация стала очень управляемой. Постепенно славянские священники вымирали, а на их место ставились католическими епископами латинские. В большом числе приглашались и иностранные латинские священники. Например, завоевав в 1124 году Западное Поморье, Болеслав Кривоустый попросил Оттона из Бамберга христианизировать поморян силами немецких клириков.[48]

Славянский обряд не изводился Польше в течение нескольких десятилетий. Краковский бискуп Матвей ещё в 1145 году послал письмо Бернарду из Клерво, приглашая его в Польшу. В письме бискуп указал, что славянский обряд популярен не только на Руси, но и в Польше, и в Чехии. По мнению Матвея, только такая знаменитость, как Бернард, мог бы латинизировать этих еретиков. В 13 веке Польша была полностью латинизирована, а следы православного прошлого старательно ликвидированы. Только песнь "Богородица Девича", сохранившаяся у нынешних католиков, напоминает о некогда сильном влиянии в Польше гимнографии греческой, а не латинской. Всякое же упоминание о существовании в прошлом в Польше славянского богослужения тщательно удалялись из хроник латинскими историками.
Tags: Польша, Русь, государство, история, культура, политика, религия, смерть, христианство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment