elena_2004 (elena_2004) wrote,
elena_2004
elena_2004

Дмитрий Давыдов был сельским учителем в Якутии, а потом стал успешным режиссером

— В ваших фильмах действительно очень много говорится про уважение к старшим, семейные связи.
— Конечно. Человек без семьи — потерянный человек. Для меня семья — это главное.
В XVII веке к нам русские пришли, принесли христианство, поэтому в Якутии две религии. Процентов 80 населения — язычники. Я тоже язычник. У нас своя религия, называется она тенгри. Ученые сейчас связывают ее с религией турков, у них тоже тенгрианство.
Мы считаем, что наш бог — это природа. У нас очень много обычаев, с ней связанных. Мы кормим костер. Ты не можешь прийти в лес и не покормить его. Попросить поохотиться — это обязательное условие. Главный постулат — уважительное отношение к окружающему миру. Официальная религия сложновата: есть девять миров, верхний, средний и нижний, шаманы могут перемещаться по ним, внизу живут демоны, а посередине — мы.А если проще сказать — это вера в природу и уважение к ней. Есть дух огня, дух воды, дух леса. Если в доме есть печь, ты кормишь ее, даешь духу огня со стола самое лучшее. К воде тоже особое отношение в фильме «Река» я пытался показать ее как живое существо. Это с детства прививается. Мы сейчас с детьми в лес выезжаем — они знают, что в лесу никогда нельзя кричать, нельзя ломать ветки, просто так убивать животное (только если это необходимо, если ты голодный). Мы общались в Канаде с индейцами, у них очень похожие традиции. У маори, у финнов похожее есть, у разных малых народов.

— Если бы главным героем ваших фильмов был русский, изменилась бы сюжетная канва?
— Мог бы быть и швед. Мне кажется, я какие-то универсальные истории рассказываю. Просто я живу в Якутии и использую якутский антураж, язык. А на самом деле успех этих фильмов в том, что они про общечеловеческие ценности, любой зритель в них что-то свое находит.

— Ваши герои говорят на якутском языке, а вы сами им владеете?
— Отец у меня был якут и я рос в саха-язычной среде, так что я язык понимаю, стараюсь говорить, но стесняюсь. В детстве не научился, в основном все-таки по-русски общался. Якутский — это тюркский язык, очень древний, интересный язык. Очень красивый.Его сложно переводить, у нас всегда проблема с субтитрами. В якутском много слов, которые выражают какие-то эмоции. И когда я смотрю на субтитры, то вижу, что на русском это все звучит в два раза скуднее, проще. По-якутски все глобальнее, шире.
— Можете привести пример?

— У меня большая проблема со словом «ча», «че». По-русски это что-то типа «ну, ладно», но это не совсем то. Ох, это сложно объяснить… Таких слов много. В якутском языке идет ассимиляция, очень много русских слов входит в якутский, они коверкаются: приставка якутская, окончание якутское. В русскоязычной школе обязательно есть предмет «якутский язык», «культура народов Якутии».

— Одна из достопримечательностей Амги — памятник Сталину.

— Это поставили коммунисты лет десять назад, на площади Победы. Там не только Сталин, там всякие деятели революции. У нас проходили важные военные действия в 1920-х годах, столетие скоро будет. Это уникальная история — амгинская оборона, когда белый генерал Анатолий Пепеляев воевал с большевистским отрядом Ивана Строда. Тогда вся Россия уже была большевистской, Якутия стала оплотом белой армии, и Амга стала центром этой войны. 18 дней продолжалась осада, большевики оборонялись, и смогли остановить белую армию в Амге. В честь этого события и поставили мемориальный комплекс.

— В Амге политикой интересуются?

— У нас 90% явка всегда, население очень сильно влияет на выборы, на власть, у нас реальные кандидаты проходят, не через связи какие-то. Все в основном поддерживают существующую власть. Я тоже состоял в «Единой России», когда стал депутатом, но через полгода вышел [из партии]. Я стараюсь вне этого быть, сам по себе. А население власть поддерживает.

Да, с одной стороны, мы не очень хорошо живем, как и везде по России. В Якутии добывают много полезных ископаемых, но все идет в Москву, поэтому тут некоторые вопросы есть. Но с другой стороны, мы видим, что якутская деревня развивается, и есть некоторая уверенность в завтрашнем дне.
За политическими событиями мы следим в интернете, новости в телефоне читаем. У нас вся информация через вотсап распространяется, любое событие приключается — и вся Якутия его узнает, пересылают новости друг другу.

— Что говорят про «дворец Путина», про арест Навального, протесты?

— Я этим не интересуюсь сам, поэтому не знаю.
— А что вы думаете про историю преследуемого шамана Александра Габышева?

— Про шамана ничего не думаю, и он не интересен мне.
— Вы со своими фильмами объехали полмира, увидели разные страны и города. Не захотелось где-то еще пожить?

— Из Амги никуда не уеду, потому что это родная земля. Как Дракула, который в своей Трансильвании черпал силы. Но ради детей хочется попробовать одну зиму провести в более мягком климате.

Я был в Калининграде, интересный город, думал про него. Были бы открыты границы, можно было бы в Швецию увезти, немного показать детям другой мир. Не переезд, а временно, на учебный год. У нас проблема — зимы суровые, ты проводишь все время в доме, а это очень сильно угнетает. Ты не можешь выйти погулять, на лыжах покататься. Хочется, чтобы у детей развивался кругозор, чтобы они посмотрели другие страны, пообщались с людьми.

— Как вы вообще решили стать режиссером?

— Привычка смотреть кино из детства пошла. Тогда появился видеопрокат, мы стали брать кассеты всякие с боевиками. Уроки сделаешь и посмотришь, я тогда много-много смотрел. Главный фильм детства — «Ворон» с Брэндоном Ли, раз сто я его пересмотрел, вся эта готическая атмосфера… И второй фильм любимый — «Тени забытых предков» Сергея Параджанова, сейчас постоянно пересматриваю.

Как мне все говорят, у меня иной взгляд. Если бы я получил какие-то теоретические знания, я бы знал, как принято снимать. Но я выработал свой стиль в процессе работы, и сейчас он мне уже нравится, хотя многие говорили, что снимать надо по-другому. Оператор говорил, что обязательно нужны «восьмерки», а я от этого изначально отказывался, снимал по-своему. Я сейчас из своих минусов делаю плюсы.
4 февраля закончил съемки нового фильма, мы в -60 снимали на улице по восемь часов в день. В новом фильме большую часть экранного времени в кадре нет актеров, а зритель всю историю прорабатывает у себя в голове. Мне нравится экспериментировать.

В работе с артистами я очень много сил трачу на кастинг. Мне важно понять, что это мой актер. Когда я искал исполнительницу на роль знахарки, я встречался с Валентиной [Романовой-Чыскыырай] в кафе и просто смотрел, как она двигается, общается, сможет ли сыграть, вжиться в роль.
Мне надо, чтобы на съемочной площадке актер не играл, а был самим собой. Я даже никаких установок на площадке уже не даю.

— Что было самым сложным в работе над «Пугалом»?
— Ограниченность бюджета. Это не плюс, что мы можем снимать за копейки, это реальность, в которой мы вынуждены работать.

— Что бы вы сделали, если бы денег было больше?
— Я бы оборудование получше взял, звук бы заказал в «Мосфильме». Композитора бы пригласил из Германии, оркестр. Масштабнее бы историю сделал, именно в техническом плане.

Когда я решил снять свой первый фильм, я понабрал кредитов на съемки, а на монтаж, на постпродакшн денег не было, и он два года просто пролежал на полке, пока я не смог найти деньги. В банке лимит какой-то был, мне отказывали. А когда я позакрывал некоторые кредиты, взял новые.
— Вы целиком на собственные средства сняли первый фильм?

— Конечно.
— А жена ваша как к этому относилась?

— Я работал на трех работах, так что деньги домой приносил. Она особенно не интересуется творчеством, и это хорошо, что не вмешивается.
Нормально относилась, снимаешь и снимаешь, главное, чтобы домашние дела не забрасывал, помогал по хозяйству.
https://meduza.io/feature/2021/02/27/dmitriy-davydov-byl-selskim-uchitelem-v-yakutii-a-potom-stal-uspeshnym-rezhisserom-ego-pugalo-pokazyvayut-po-vsey-rossii?utm_source=vk.com&utm_medium=share_vk&utm_campaign=share
Tags: Россия, Якутия, история, кинематограф, культура, общество, природа, религия, семья, тюрки, язык
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments