elena_2004 (elena_2004) wrote,
elena_2004
elena_2004

Category:

Колониализм по-польски, или длинная тень панщины

Каким образом Польша колонизировала Украину? Сова полагает, что этот процесс сопоставим с колонизацией Индии британцами. В обоих случаях активными колонизаторами были общественные элиты (землевладельцы): с одной стороны, польская шляхта, прибывшая с территории Короны, чтобы купить землю (естественно, вместе с крестьянами); с другой стороны, полонизированная местная украинская власть, обладающая огромными территориями в регионе (процесс полонизации продолжался на протяжении нескольких поколений).В результате большая часть украинской пахотной земли оказалась в руках польской или полонизированной шляхты, т.е. польских панов. По подсчетам Даниэля Бювуа, на момент разделов Польши около миллиона украинцев были собственностью семи тысяч польских землевладельцев, у самых богатых из которых было до полумиллиона душ.
Сова исследует колониальный дискурс, возникший вследствие польского присутствия на Украине и проявившийся в мифе terra nullius (согласно которому якобы безлюдные степи Украины можно было сравнивать с бескрайним американским Западом, каким его представляла идеология «предначертания Судьбы», Manifest Destiny), рассуждениях на тему материальной и военной пользы обладания колониями, а также идее культурного превосходства колонизаторов над автохтонами, с помощью которой обосновывали цивилизаторскую миссию поляков. Однако, как и в случае Индии, польская колонизация Украины вместо цивилизации несла с собой еще большее варварство и гнет. Необходимо было рациональное оправдание происходящему. Так появилась идеология сарматизма.
Рабовладельческие системы породили идеологии, которые обосновывали несправедливое общественное устройство. В Америке таким оправданием служила библейская история проклятия Ханаана. Много поколений детей в школе учили, что Ной проклял своего сына Хама и предсказал, что его сын Ханаан станет невольником своих старших братьев. Ханаана считали прародителем черного населения Африки — этот миф был призван оправдать расовое неравенство.
Тот же миф использовали в то же время в Польше. Польская шляхта считала себя потомками сына Ноя Иафета (которого традиционно считали прародителем арийцев) и верила, что крестьяне — потомки Хама. Подобные воззрения нашли свое отражение в польском языке: Хам стало именем нарицательным, пейоративным определением крестьянина, якобы полной противоположности господина.
Однако в Речи Посполитой придумывать идеологии, оправдывающие общественное и расовое неравенство, было значительно труднее, нежели в Америке. Польская шляхта и польские крестьяне принадлежали к одному и тому же этническому и культурному типу, говорили на одном или на очень похожих языках и исповедовали одну и ту же религию (пускай и разной обрядовости).Это означало, что необходимо было придумать различия в происхождении, которые позволили бы идеологически разграничить две общественные группы. И их придумали.
Примерно в XVII веке шляхта начала идентифицировать себя с потомками упомянутого Плутархом античного племени сарматов. Шляхта верила, что племя сарматов когда-то завоевало славянский край и подчинило себе славянское крестьянство. Этот генетический миф помог символически разделить население Речи Посполитой на благороднорожденных (примерно 10% населения) и местный деревенский люд. Таким образом шляхта была не просто лучше, но и была вылеплена из совершенно другого теста.

Аналогию между идеологией американского рабства и польской панщины можно продолжить. Распространенное в Америке презрительное наименование чернокожего населения, восходящее к латинскому слову niger ‘черный', обнаруживает удивительную семантическую параллель с польским словом czerń ‘чернь’, которое на языке сарматов обозначало якобы склонное к бунту восточнославянское население Украины.
Замок Конецпольских в селе Подгорце — один из самых известных дворцов, построенных польскими магнатскими родами на Украине. Конецпольские происходили из центральной Польши, однако в процессе польской колонизации Украины они стали одним из самых могущественных родов на Кресах. Фотография прим. 1880 г. Источник: Polona.pl
Польско-украинский историк Богдан Гук полагает, что это был один из многих способов дегуманизации крестьянина на Украине. Еще одним проявлением этой дегуманизации был обычай символического ограждения жилья шляхты от мест проживания «черни», а также антропологическая доктрина Католической церкви, называвшая православных украинцев «другими». Гук считает сарматскую идеологию на Кресах близкой расизму avant la lettre и показывает, что презрительное отношение польских панов к украинским крестьянам стало ключевой причиной жестоких и кровавых восстаний на Украине — начиная с восстания Хмельницкого в 1648 году и заканчивая Волынской резней в годы Второй мировой войны.

Пропасть между шляхтой и крестьянством (и другими общественными группами) существовала вплоть до XIX-XX столетий.

Шокирующее подтверждение невероятной эффективности сарматской идеологии мы находим в личной переписке Зыгмунта Красинского, одного из трех величайших польских поэтов-романтиков и — что в данном случае важно — представителя аристократического рода. В середине XIX века Красинский писал своему другу, англичанину Генри Риву:

«Верь мне и знай, что кроме аристократии в Польше ничего нет: ни способности, ни светлых умов, ни самоотверженности. Наше третье сословие — вздор; наши крестьяне — машины. Только мы и есть Польша».

Отмена панщины и аграрная революция
Вопрос об отмене панщины постоянно возвращался на протяжении большей части современной польской истории. Острее всего он стоял во время национальных восстаний, когда шляхта пыталась привлечь крестьянство к участию в вооруженных действиях. Наибольшего успеха удалось добиться во время восстания Костюшко в 1794 году, когда огромное количество крестьян присоединились к восстанию после оглашения Поланецкого универсала, ограничивающего барщину.

В действительности барщина существовала в Польше (Королевстве Польском) до 1864 года, пока ее окончательно не отменил царь, а кое-где и до ХХ столетия (например, в Тешинской Силезии панщина сохранилась до межвоенного периода). Несмотря на то что в возрожденной Польше (1918-1939) были приняты законы, отменяющие крепостное право и наделяющие крестьян землей, на деле так и не удалось добиться полной реализации этих законов.

Только при коммунистах и то лишь на короткое время — в 1944-46 годах — крестьяне стали собственниками своей земли. Методы были довольно жестокими и революционными, поэтому историки говорят скорее об аграрной революции, чем о реформе. Однако уже через два года после революционного передела собственности коммунисты запустили процесс коллективизации (1948). В результате возникла еще новая модель землепользования и собственности.
https://culture.pl/ru/article/kolonializm-po-polski-ili-dlinnaya-ten-panshchiny
Tags: Британия, ВКЛ, Индия, Польша, США, Украина, государство, история, культура, менталитет, насилие, общество, сарматы, цивилизация, экономика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment